«В сущности, это был метеорологический взрыв»
Как часто происходят редчайшие стихийные бедствия
70 лет назад, 17 августа 1951 года, ураган большой силы с градом и ливнями, который привел к жертвам и разрушениям, прошел над ближайшими к Москве населенными пунктами. Причем это стихийное бедствие было далеко не единственным из потрясших современников, но позже подзабытых погодных катаклизмов. Включая и те, в которых гибли тысячи людей.
«Более 3-х тысяч человеческих жертв»
Из публикации газеты «Тамбовский вестник» об ураганах 28 февраля и 1 марта 1914 года, 4 марта 1914 года
«Ураганы на юге России причинили массу бедствий и несчастий. В одном Екатеринодаре (с 1920 года — Краснодар.— «История») погибло свыше 1000 человек…»
Из публикации газеты «Русский инвалид», 9 марта 1914 года
«Очевидцы катастрофы, лично ее пережившие на Ясенской косе (песчаная коса в Азовском море, где добывали песок для железнодорожного строительства.— «История»), находясь под впечатлением пережитого, рассказывают следующее: буря началась около 3 часов ночи. Море сильно разволновалось. Рабочие карьера к 4 часам утра вышли на работу. Море становилось уже угрожающим. Машинист паровоза балластного поезда предлагал уехать в Ахтари, но рабочие не усмотрели ничего страшного в реве бури. Но вот момент, и на косу вползла первая волна, заставившая рабочих подумать о спасении своей жизни. Все были подняты на ноги. Большинство, раздевшись до нага, бросились на единственный холм, где стояла баня, а другая часть разместилась на паровозе. Ветер же все крепчал, посылая на косу вал за валом, один страшнее другого. И затем неожиданно налетел сильный шквал, оторвал паровоз от тендера и сбросил его под откос. Вагоны, как щепы, были разбросаны в разные стороны. Крики ужаса огласили Ясенскую косу и затем сразу все стихло. Люди застыли в ужасе. Но через несколько секунд началась ожесточенная борьба за жизнь, за место, где можно было спастись…
Передается такая душу леденящая подробность.
70 персов побежали в барак, который они занимали, с целью захватить спрятанные ими деньги. Когда они вошли в барак, напор воды достиг наивысшей силы, барак затрещал. Часть персов, человек 20, успела выбежать, остальные вместе с перевернутым бараком были унесены в море. Дальше новая ужасная картина. Один из успевших выбежать из барака персов схватился за телефонный столб. Его товарищи последовали его примеру, и около столба, врытого в землю на 2 ½ аршина , образовалась большая группа обезумевших от ужаса людей, цеплявшихся друг за друга. Вдруг столб начал накреняться, и через мгновение столб вместе с персами был унесен в море; персы погибли. Ни один из 70 персов не был спасен...
В 12 часов дня вода начала уходить в море…
Доставленных с Ясенской косы всех похоронили в одной братской могиле под сенью одного грубо сделанного деревянного креста. 3-го марта похоронено 80 трупов и 2-го марта — 20, следовательно, всего 100 человек…»
Из публикации газеты «Русский инвалид», 9 марта 1914 года
«Циклон, развившийся на юге и на юго-востоке России, принесший неожиданно столько разрушений и взявший, судя по предварительным телеграфным сведениям свыше 1200 человеческих жизней, в наших климатических поясах — явление редкое, почти небывалое. По крайней мере наши метеорологические станции впервые зарегистрировали столь низкое барометрическое давление — около 738–739 миллиметров, и скорость ветра — около 35 метров в секунду.
Циклон зародился в Западной Европе около Пиренеев, затем через Италию передвинулся на северо-восток — на Балканский полуостров. Пройдя через Балканский полуостров и Черное море, циклон усилился: барометрическое давление упало, скорость ветра значительно увеличилась.
Произведя разрушение на побережье Азовского моря, он подвинулся далее на северо-восток к Астрахани и к Царицыну, а отсюда через Самару прошел на Урал...
Опустившись над Сибирью, циклон мало-помалу рассеялся и почти совсем исчез. Средняя скорость, с которой подвигался циклон к северо-востоку, по данным главной физической обсерватории, достигла 50 километров в час».
Из публикации газеты «Русский инвалид», 11 марта 1914 года
«Ее Императорское Величество Государыня Императрица Александра Федоровна Всемилостивейше соизволила, в 9-й день сего марта, образовать под Личным Своим Председательством комитет для оказания помощи пострадавшим от бури, разразившейся 28-го февраля — 1-го марта на юге России, повелев отчислить в распоряжение сего комитета на первое время 50.000 рублей из благотворительных сумм, находящихся в распоряжении Ее Императорского Величества…»
Из журнала Ново-Николаевской городской думы (Ново-Николаевск в 1926 году переименован в Новосибирск), 18 марта 1914 года
«На юге России в местах, прилегающих к Азовскому морю, ураганом причинено бедствие, повлекшее за собой более 3-х тысяч человеческих жертв и лишившее местное население жилищ, орудий производства и промысла.
Долг человеколюбия заставляет откликнуться на зов народной нужды и горя (Дума решила выделить 1000 рублей для помощи пострадавшим.— «История»)».
Из всеподданнейшего отчета Государственного контролера за 1914 год
«Общий размер экстраординарных и дополнительных кредитов по обыкновенному разделу росписи составил 70,5 милл. руб., в том числе… по сметам Министерства Финансов… на оказание помощи населению юго-востока России, пострадавшему от урагана 28 февраля 1914 года 0,3 милл. руб.».
«Лесной массив повален»
Из доклада министра государственной безопасности СССР С. Д. Игнатьева секретарю ЦК ВКП(б) Г. М. Маленкову и заместителю председателя Совета министров СССР Л. П. Берии, 17 августа 1951 года
«Докладываю, что по сообщению Управления МГБ Московской области 17 августа с.г., в 17 часов 30 минут, в районе поселков Сходня, Сокол и деревень Голиково, Черная Грязь, Усково Химкинского района Московской области прошел большой силы ураган с ливнем и градом, длившийся в течение 20–30 минут.
По предварительным данным, в результате урагана в указанных населенных пунктах разрушено и повреждено значительное количество домов, нарушены связь и электролинии.
В поселке Сходня имеются жертвы.
На Сходненском стекольном заводе Министерства авиационной промышленности СССР сорвана крыша, частично попорчена продукция завода (стекло) и снесен забор. Часть цехов прекратила работу.
В деревне Черная Грязь пострадали здание сельсовета, хозяйственные постройки колхоза и дома колхозников. Снесена кровля с корпусов Черногрязской больницы. Жертв среди больных нет.
На протяжении нескольких километров лесной массив в районе указанных поселков и деревень повален.
На место выехали группы оперативных работников МГБ и милиции…»
Из записки секретаря Ставропольского краевого комитета КПСС А. И. Васькова в ЦК КПСС, 1 сентября 1954 года
«27 августа 1954 года на значительной территории края прошел ураган со скоростью ветра 30–35 метров в секунду, сопровождавшийся ливнями с градом. Прошедший ураган нанес большой материальный ущерб колхозам Воронцово-Александровского, Георгиевского, Курсавского, Минераловодского, Степновского, Аполлонского и ряда других районов.
По предварительным данным в указанных районах уничтожены почти все посевы поздних сельскохозяйственных культур: подсолнечника, кукурузы, бахчевых, овощей на площади около 11000 га, а также сады и виноградники на площади около 200 га.
Значительные разрушения нанесены жилым домам колхозников, животноводческим постройкам и другим хозяйственным строениям. Предварительно установлено, что частично и полностью разрушено около 1000 жилых домов, животноводческих и других помещений. Бураном разнесено большое количество заскирдованных грубых кормов: соломы, сена…»
«Образовались небывалые смерчи»
Из сообщения МВД СССР в ЦК КПСС и Совет министров СССР, 11 февраля 1958 года
«В течение 8–10 февраля с.г. в Поволжье и прилегающих к нему районах прошли циклоны, сопровождавшиеся обильным снегопадом при низкой температуре. В результате этого имели место многочисленные случаи гибели людей и повреждения построек; в отдельных районах нарушена телефонная связь и повреждены электролинии. По предварительным данным, погибло 224 человека и пропало без вести около 120 человек.
Сильные ветры и снежные заносы вызвали нарушение движения пассажирских и товарных поездов на ряде участков Уфимской и других железных дорог…»
Из очерка Г. Н. Бочарова «Град», опубликованного в 1985 году
«Град, обрушившийся на Алазанскую долину, был небывалый — миллионы белых булыжников с неба! Ветер — 90 километров в час.
И тут же — ливень. В сущности, это был метеорологический взрыв. Радары и ракетные установки на холмах, предназначенные для расстрела градовых туч, оказались бесполезными: виноградники, дома и дороги — незащищенными.
За 15 минут только сельскохозяйственной продукции было уничтожено на 28 миллионов рублей.
Переполненные ливнем реки снесли больше двадцати больших и малых мостов. В некоторых поселках половина домов осталась без крыш. Фронтовики утверждают: впечатление было такое, будто в черепицу прямой наводкой били противотанковые снаряды.
Через 15 минут знаменитая Алазанская долина превратилась в свалку…»
Из выступления начальника управления гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Госкомгидромета СССР С. К. Черкавского, 13 июня 1984 года
«На европейской территории страны 9 июня резко сменились атмосферные процессы. Необычно глубокий для лета циклон, который находился еще утром на севере Украины, стал быстро перемещаться через Москву на Волго-Вятский район... По пути движения циклон резко усилился и вызвал сильные дожди, град. Ветер стремительно усилился. В 15–17 часов на территориях Ивановской, Костромской, Ярославской областей образовались небывалые смерчи... Один из них (шириной 450 метров) прошел через Иваново, проделав путь в 16 километров. Скажу: подобного рода разрушительных смерчей, да еще в таком количестве, не было в этих районах еще ни разу. И судя по разрушениям, которые они причинили, можно предположить, что скорость ветра достигала 60–100, порой 200 метров в секунду! (Позднее публиковались различные данные о числе погибших во время этого стихийного бедствия — от нескольких десятков до нескольких сотен человек.— «История»)».