Про байкальские туристические амбиции, злых чиновников ЮНЕСКО и флаги Олимпиады
Директор НИИ биологии Иркутского государственного университета Максим Тимофеев беспокоится, как бы Байкал не утратил статус, полученный от ЮНЕСКО
Практически одновременно вышли две новости про Байкал. Сначала Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО по итогам 44-й сессии призвал власти Российской Федерации остановить ослабление режима охраны озера и перенес на февраль 2022 года вопрос о внесении Байкала в перечень объектов всемирного наследия под угрозой. И практически сразу же стало известно, что ВЭБ.РФ планирует создание в городе Байкальске туристического кластера с более чем 479 тыс. кв. м курортной недвижимости, в которую будет инвестировано не менее 60 млрд руб.
Инициатива амбиционная и вполне логичная. Гигантский древний водоем, входящий в список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО стабильно присутствует в топ-3 наиболее узнаваемых туристических брендов России как внутри, так и за ее пределами, является визитной карточкой государства.
Не так уж и много есть у нас в стране отраслей, в которых наблюдается непрерывный рост, и экономика байкальского туризма — одна из них. Поток туристов на Байкал постоянно увеличивается на протяжении последних десятилетий, и если, например, в 2019 году количество туристов превысило 1,7 млн человек, то по плану на 2024 год их должно стать 3 млн человек.
Это туристическое цунами, нахлынувшее на уникальное озеро, грозит серьезными последствиями для его древней и крайне чувствительной экосистемы. Именно деятельность туристических кластеров, хаотично сформированных за годы неконтролируемого роста туристической отрасли на Байкале, во многом ответственна за наблюдающиеся сейчас процессы эвтрофикации прибрежных зон, сопровождающиеся цветением воды с массовым развитием нитчатых водорослей и цианобактерий. Чем больше туристов приезжает на неподготовленные объекты, тем больше на Байкале появляется и таких «цветущих районов».
Проблема неконтролируемой застройки побережья Байкала, вызывающей многократный рост антропогенного давления на прибрежные сообщества озера и является одной из ключевых претензий со стороны Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако чем настойчивее давит ЮНЕСКО, тем больше и больше это раздражает многих представителей турбизнеса и местных жителей. При этом довольно значительное число акторов, так или иначе участвующих в дискуссии на тему туристического освоения байкальской природной территории, очень смутно понимают, что собой представляет сам статус «объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО», как он получается и что он дает Байкалу. Все чаще и чаще приходится слышать такую интерпретацию: пришли иностранные чиновники и наложили на нас ограничения по использованию нашего же (суверенного) озера и теперь не дают нам жить и зарабатывать на его берегах. Злые бюрократы из ЮНЕСКО.
Реальность же несколько иная.
Государства сами выдвигают свои объекты, а потом лоббируют в международных организациях и экспертных группах свое право получения такого статуса. Чтобы получить статус объекта всемирного наследия, нужно пройти целую череду рассмотрений, доказать, что объект соответствует строгим критериям ценности и мировой значимости, несколько лет подождать в так называемом предварительном списке. Государство должно предложить план мероприятий по защите и сохранению выдвинутого им объекта, взять на себя международные обязательства, и лишь после этого Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО (структура ООН) может признать или не признать объект достойным включения в заветный список.
Статус объекта всемирного наследия — это как золотая медаль Олимпиады. Его никому просто так не дают. Этот статус добиваются в жесткой конкурентной и порой не очень публичной борьбе. При этом Россия, к сожалению, и так довольно скромно представлена в перечне объектов всемирного наследия. На текущий момент таких объектов всего 1154, из которых в России находится только 31 (около 2,5%).
Если взглянуть на карту расположения объектов всемирного наследия, видна зияющая пустота на территории нашей страны. Их, увы, унизительно мало для государства с почти тысячелетней историей, занимающего 1/7 часть мировой суши. Нет так уж и щедры оказываются злые чиновники бюрократы из ЮНЕСКО по отношению к нам.
Так в чем ценность, что именно дает обладание объектом всемирного природного наследия? Да все просто, статусность — это международное уважение и, конечно же, деньги... большие деньги за счет продажи бренда, развития туризма (!) и сопутствующих сервисов с опорой именно на статус всемирного природного наследия.
Статус — это инструмент, который в правильных руках может принести множество бонусов тому, кто им владеет. Как и тот же статус олимпийского чемпиона. Медали можно положить в шкаф и забыть, можно пропить, загнав в ломбард или продав с аукциона, а можно всю жизнь опираться на уважение и почет, делать карьеру политика, организовывать ледовые шоу (или другие проекты) и очень неплохо на этом зарабатывать.
Кто как сможет.
И так же, как и золотую олимпийскую медаль, статус объекта всемирного наследия можно впоследствии потерять. Принимающему статус — почет и всемирное уважение, потерявшему — порицание и мировой позор.
Итак, зачем нам это нужно и какое влияние оказывает статус «объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО» на развитие туристической привлекательности Байкала? Так этот статус и есть универсальный бренд Байкала в мировом восприятии.
К сожалению, выглядит так, будто со стороны структур, отвечающих за развитие амбициозных байкальских проектов, вообще не учитывается тот факт, что именно статус Байкала и есть его главный коммерческий бренд. Бренд, который сейчас очень даже может быть у нас отобран.
Утеря статуса — глобальная репутационная катастрофа.
Сегодня объекты всемирного природного наследия под угрозой в основном расположены в странах третьего мира, на проклятых богами и людьми территориях, растерзанных войнами и нищетой. Новый статус «объект всемирного наследия под угрозой» — это такой же глобальный антибренд, как и олимпиец, пойманный на допинге. Никаких курортов и элитных гостиниц не может быть по определению на территориях «под угрозой». Не будет ни туристов, ни работы местным жителям, ничего, на чем вся сегодняшняя байкальская индустрия и держится. Все связано напрямую.
И если у кого-то есть иллюзии, будто этого не произойдет никогда, можно посоветовать вспомнить, под каким флагом на Олимпиаде в Токио только что выступали атлеты одной некогда величайшей спортивной державы.
Очень просто потерять статус, уважение, огромную туристическую индустрию и инвестиции в размере 60 млрд руб. Ну а учитывая боевой настрой «бюрократов из ЮНЕСКО», все это вполне может с нами случиться уже в феврале 2022 года.