«Статистика рискует превратиться в откровенную крамолу»
Дмитрий Дризе — о желании россиян экономить на похоронах
По данным Росстата, в России растет смертность, и одновременно снизились траты на погребение. Тенденцию подтверждают и участники рынка. Граждане стали чаще отказываться от дополнительных услуг — дорогих памятников, ограждений и даже в целом благоустройства могил. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что стремление экономить во всех жизненных сферах — главный тренд на перспективу.
Очередная «позитивная» новость от Росстата — россияне решили экономить на похоронах на фоне растущей смертности. Граждане предпочитают кремацию, а церемонии проводят максимально скромно и без излишеств. Ритуальные агентства не то чтобы несут убытки, но и золото на них не сыпется. Хотя, по идее, должно быть наоборот. Эпидемия все-таки. При этом не исключено, что немалая часть этого высокодоходного бизнеса находится в тени. Возможно, что если дальше так пойдет, придется, видимо, предлагать некие новые решения, чтобы как-то удешевить похоронный процесс.
Если бы не специфичность темы, то это была бы обычная бизнес-новость. Есть такой тренд. Время непростое. Люди наши, к слову сказать, все больше предпочитают экономить. Но, тем не менее, все-таки хочется взглянуть на ситуацию в целом.
Во-первых, на что хочется обратить внимание: статистика рискует превратиться в откровенную крамолу. Достаточно вспомнить знаменитый отчет о том, что россиянам на обувь не хватает, или про то, как у 20% российских домохозяйств нет доступа к централизованной канализации, а у 6% населения данная система и вовсе отсутствует — на двор, извините, ходят. И вот на погребении решили экономить.
Не секрет, что россияне хотят подешевле — это давно известно. И бизнес эти самые решения принимает. Памятна история с «девятком» яиц, вместо десятка. Цена вроде бы та же, а одно яйцо погоды не сделает. И так везде: квартиры 20 метров, а то и меньше — зато дешево и крыша над головой, машины — лучше с пробегом.
Россияне начали экономить на ритуальных услугах
Во-вторых: куда пропал жизнеутверждающий позитив? И это тоже, наверное, тенденция. Где новости о росте благополучия дорогих россиян? Какой у нас нынче новостной фон? Или враги повсюду, или кого-то посадили, или похороны стали слишком дорогими. А за всем этим просматривается и другой тренд — экономить, но не зарабатывать, борьба с бедностью, а не за высокие зарплаты. Вот и политические установки меняются. Борьба с роскошью и за социальную справедливость — «отщипнуть» у богатых.
Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале «Коммерсантъ FM».