Пиво готовится выйти на стадионы
Поможет ли решение властей поправить положение российских футбольных клубов
Пиво может вернуться на российские стадионы уже в следующем году: правительство поддержало идею возобновить продажи напитка, причем не только во время футбольных матчей. Послабления могут коснуться и других видов спорта, говорится в поправках, подготовленных ко второму чтению так называемого закона о пиве, сообщает РБК. При этом под запретом останутся продажи пива во время детско-юношеских соревнований, а не менее 20% вырученных средств должны будут направляться на детский спорт. Как отметил первый замминистра спорта Азат Кадыров в беседе с РБК, Госдума может принять документ в осеннюю сессию, а заработает он со следующего года.
И, по мнению члена комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Дмитрия Свищева, поддержка правительства — позитивный сигнал: «Дополнительные и внебюджетные источники финансирования, которые мы ждем и о которых мечтаем, на самом деле достаточно ограничены и скудны, и можно честно говорить, что в сегодняшней ситуации спонсорские деньги нужны. Средства от продажи пива на стадионах — это достаточно серьезное подспорье для решения этой проблемы.
В сложной финансовой ситуации не только футболисты, может быть, у других все даже хуже. Результаты чемпионата мира показали, что ни одного серьезного правонарушения по причине употребления пива на стадионах не было. На Евро пиво тоже продавалось, никаких проблем не было. Тогда зачем мы отказываемся от денег? То есть у нас два основных ведомства, которые нам не согласовывали этот момент — Министерство здравоохранения и МВД. Первое ведомство по понятным причинам переживает из-за алкоголизации общества.
Я с этим категорически не согласен, бываю на разных международных соревнованиях, не видел ни одного человека, который валяется из-за того, что выпьет одну-две банки пива. А вот когда, наоборот, люди на подходе от метро до спортивного мероприятия накачиваются разными алкогольными напитками — такие вещи надо пресекать.
У МВД же четкая позиция: необходимо оборудовать стадионы специальной техникой распознавания лиц.
Многие либо уже имеют такое оборудование, либо оно согласовывается, это достаточно большие деньги. Этот вопрос решается, и я очень рад, что правительство опубликовало меры и планы по легализации этого вопроса».
Продажу пива на стадионах власти ограничили в 2005 году. С тех пор запрет отменяли только на время крупных спортивных мероприятий — например, чемпионата мира по футболу, который проходил в России в 2018 году. Тогда же президент Татарстана Рустам Минниханов отмечал, что только за шесть матчей турнира регион заработал на продаже пива 90 млн руб.
Сами производители полностью поддерживают идею возобновить продажи напитка на стадионах. Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям крупнейшей пивоваренной компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев отмечает, что это решение давно назрело: «Эта практика существует во всех странах мира, странно, почему наш болельщик был обделен. После чемпионата мира по футболу основной тезис противников, что было очень много иностранных болельщиков, которые якобы имеют более культурную манеру выражения своих эмоций и поведения на стадионе.
Однако чемпионат Европы, который прошел в Санкт-Петербурге, где преимущественно были российские болельщики, ничем не отличался по атмосфере от того, что было на ЧМ-2018. Все были готовы к тому, чтобы пиво вернулось на стадионы. Наш болельщик все-таки развивается, культура потребления также эволюционирует. Уже нельзя ссылаться на тот опыт, который мы имели в начале 90-х годов. Учитывая необходимость вливания денег в спорт, безусловно, это назрело.
На продаже пива зарабатывают не только производители, это целая экосистема: привлекая зрителя на стадион, он покупает и пользуется сопутствующими услугами. Это в принципе трафик, интерес.
Придя один раз и получив там удовольствие, в следующий раз человек придет с другом, с семьей, и это станет некой нормой. Дальше он начинает любить то, что видит, отдаст своего ребенка, скорее всего, в соответствующую спортивную секцию. То есть это станет некой правильной культурой, которая существует во всех странах мира. И с точки зрения именно заработка это и спонсорские, и рекламные деньги, а не только непосредственные продажи на самом стадионе, которые на самом деле для крупных производителей не очень-то значительные. Мы все понимаем, что от этого абсолютно точно выиграют все».
Из-за отсутствия пива на стадионах страдают и футбольные клубы. В частности, владелец «Спартака» Леонид Федун говорил, что его клуб недополучает миллиард рублей за сезон из-за запрета. Спонсором РПЛ готова стать голландская Heineken, писал РБК. Она может заключить контракт с лигой на 2 млрд руб. Договоры с пивоваренными компаниями поправят положение российских клубов, уверен президент группы компаний «Футбол Маркет» Юрий Белоус: «Любой спонсор для убыточных футбольных клубов — это большое благо. В убыточный футбольный клуб нашей стране не идут частные инвесторы, ему пытаются платить из бюджета.
Пускай лучше создаются условия для тех, кто будет вкладывать деньги в ФК.
Если продавать пиво разрешат, я надеюсь, что спонсорами смогут стать компании, производящие этот напиток. Это нормально, потому что футбол давным-давно пора рассматривать как индустрию развлечений».
По некоторым подсчетам, прибыль от продажи пива на футбольных стадионах может составить от 1,5 млрд до 4 млрд. руб. в год.