Москвичи съездят по лицу
Оплату в городском транспорте сделают биометрической
Московская мэрия расширяет эксперимент по сбору данных горожан: за 329 млн руб. Центр организации дорожного движения (ЦОДД) добавит в приложение «Московский транспорт» функцию биометрического распознавания для оплаты проезда в городском транспорте по лицу. Работы по этому проекту выполнит компания экс-комиссара движения «Наши» Дмитрия Коха. Чтобы проект работал, в автобусах придется заменить все камеры, а также применить новейшие способы защиты личных данных от утечек, говорят эксперты.
Москва потратит 329 млн руб. на модернизацию приложения «Московский транспорт» — такой тендер на сайте госзакупок 30 июня разместил городской ЦОДД. 5 августа его выиграло ООО «Интеллектуальные социальные системы», принадлежащее Дмитрию Коху, бывшему куратору проектов Росмолодежи и комиссару движения «Наши». Работы по проекту нужно выполнить за восемь месяцев.
Согласно описанию закупки, в приложение «Московский транспорт», которое представляет собой навигационную систему с возможностью вызвать такси, арендовать самокат, велосипед и др., можно будет загрузить свою фотографию, c помощью которой «Московский транспорт» сформирует слепок лица пользователя и привяжет к нему банковскую карту для оплаты проезда.
Дмитрий Кох посоветовал “Ъ” получить комментарии в ЦОДД. Там заявили:
«Благодаря этой функции у пассажиров появится полностью бесконтактный способ оплаты проезда по технологии распознавания лиц в городском транспорте».
Биометрические данные пользователей хранятся в защищенном контуре, доступа к ним нет ни у кого, а хранением платежных данных занимаются банки, заверили в ЦОДД. Технологию уже тестируют в московском метро, напомнили в организации.
Как сообщал “Ъ”, 31 июля Московский метрополитен в ходе эксперимента по внедрению биометрических сервисов запустил оплату проезда с помощью лица, в нем участвует 1 тыс. пассажиров. Им предлагается в тестовом режиме загружать фото в приложение «Метро Москвы» и привязывать его к банковским картам.
Москва последовательно накапливает персональные данные граждан. Как сообщал “Ъ” 11 января, мэрия модернизирует портал mos.ru, чтобы собирать данные о месте проживания людей, их фактическом доходе, успеваемости детей в школе и питомцах. К тому же, как писал “Ъ” 22 марта, мэрия столицы хочет создать витрину с обезличенными данными граждан, чтобы передавать их внешним пользователям.
На фоне сбора таких массивов личных данных город допускает их утечки.
В декабре в открытых источниках обнаружились данные нескольких сотен тысяч москвичей, переболевших коронавирусом. По факту случившегося было возбуждено уголовное дело. В столичном главке МВД отказались рассказать о ходе расследования, а в IT-департаменте Москвы не ответили на запрос “Ъ”.
Запуская биометрическую оплату в транспорте, исполнители неизбежно столкнутся с рядом трудностей, отмечает собеседник “Ъ”, знакомый с ходом цифровизации столицы. «В первую очередь нужно будет сменить камеры в автобусах. Нынешнее оборудование уже устарело, и их разрешения просто не хватит для распознавания лиц на входе в автобусы. Есть вопрос и с трафиком: данные с наземного транспорта передаются по сотовой связи. Биометрия приведет к кратному росту трафика, и понадобятся сети 5G»,— рассуждает он. Транспорт придется оснащать видеооборудованием, предназначенным для получения изображений лиц через пункты прохода пассажиров, согласен руководитель направления «Цифровые процессы» компании «Крок» Виктор Смирнов.
Президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров указывает, что для оплаты по лицу нужно сочетание нескольких методов определения личности и при каждой идентификации последует обращение в защищенное хранилище данных для сравнения с имеющимися данными пассажиров.
«Поскольку исходные биометрические данные будут содержаться в хранилище долго, есть постоянно растущий риск проникновения в него третьих лиц или инсайдеров»,— считает он. Риск кражи копии биометрических слепков можно минимизировать с помощью квантовой криптографии, но он все равно остается, что будет нервировать пользователей, подытожил эксперт.