Россия пустила воду на север Сирии
Договоренности с Турцией помогли решить одну из серьезнейших гуманитарных проблем
Российские военные объявили о решении одной из самых острых гуманитарных проблем в Сирии — восстановлении водоснабжения в провинции Хасеке. Оно постоянно прерывалось из-за конфликта турецких властей с курдскими силами, контролирующими соседний район. По словам военных, им удалось найти компромисс с турецкими коллегами. Правда, курды утверждают, что Хасеке все еще остается без воды.
«Посредством переговоров с турецкой стороной и организации личных встреч нам удалось договориться и найти компромисс, чтобы возобновить подачу воды в населенные пункты провинции Хасеке с водонасосной станции "Алук-Шарки"»,— сообщил в воскресенье вечером журналистам представитель российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии Алексей Исаичев. При этом источники RT Arabic сообщали о возобновлении работы станции «Алук» «благодаря усилиям России» еще в конце июля. Однако официальная информация появилась только в конце прошлой недели.
Речь идет о восстановлении водоснабжения в провинции Хасеке на севере Сирии, где проживает более миллиона человек.
В 2019 году Турция провела в этой провинции (а также в соседней Ракке) военную операцию «Источник мира» против курдских «Отрядов народной самообороны», входящих в коалицию «Сил демократической Сирии» и причисляемых Анкарой к террористам. В ходе этой операции водонасосная станция «Алук» была повреждена, а в итоге и вовсе оказалась на территории, подконтрольной протурецким силам.
В выпущенном в середине июля совместном заявлении работающих в Сирии гуманитарных агентств ООН отмечалось, что с 2019 года работа станции «Алук», которая обеспечивает питьевой водой 460 тыс. человек, прерывалась как минимум 24 раза, а 23 июня станция и вовсе прекратила работу из-за ряда факторов. Среди них — ограниченный доступ технических специалистов для ремонта станции, а также недостаток электричества. «Всего пострадало до 1 млн человек, в том числе многие из наиболее уязвимых семей перемещенных лиц»,— говорилось в тексте заявления, в котором также содержался призыв как можно скорее возобновить работу станции. Представители ООН предупредили, что недостаток чистой воды может привести к росту потенциально смертельных заболеваний.
Заявление вызвало негативную реакцию Анкары, которая обвинила ООН в пристрастности и фактических ошибках. «Стороны, подписавшие совместное заявление, избирательно подходят к гуманитарным вопросам внутри Сирии. Они игнорируют серьезные последствия, с которыми сталкиваются сотни тысяч мирных жителей, проживающих в контролируемых оппозицией районах»,— заявили в МИД Турции, указав на «преднамеренные отключения электричества и воды во время пандемия COVID-19». Анкара считает виновными в перебоях работы «Алук» курдские власти на северо-востоке Сирии, так как электроэнергия для станции поступает из контролируемых ими районов. В свою очередь, курды связывают проблему нехватки электроэнергии с засухой, что привело к большему забору воды Турцией из Евфрата. В итоге воды не хватает для выработки электроэнергии на ГЭС, расположенных с другой стороны границы.
Об этой же проблеме говорили и власти в Дамаске. Еще в мае государственное сирийское агентство SANA сообщило, что в реке Евфрат сильно уменьшился уровень воды, после того как Турция снизила подачу воды с 500 до 200 куб. м в секунду. Это привело к остановке ГЭС на дамбе Евфрата. По международным договоренностям, заключенным между Анкарой и Дамаском в 1987 году, Турция должна обеспечивать в реке Евфрат достаточные для заполнения водохранилища Эль-Асад объемы воды. Однако за время сирийского конфликта выполнение договоренностей оказалось под вопросом.
По словам российских военных, в ходе последних переговоров Турция получила гарантии касательно будущего увеличения поставок электроэнергии на подконтрольные ей территории. Эту информацию подтвердило в воскресенье и турецкое информагентство Anadolu. Согласно сообщению агентства, турецкие и российские военные делегации посетили водную станцию «Алук» и достигли соглашения, которое позволит обеспечить электричеством 200 тыс. человек, проживающих на подконтрольной Турции территории на севере Сирии, а также обеспечить подачу воды жителям Хасеке и города Телль-Тамер. Другие подробности соглашения не упоминались.
Из курдских источников известно, что Анкара запрашивала 25 МВт электроэнергии с плотины «Тишрин» на шесть часов в сутки и 8 МВт со станции «Дербасия» круглосуточно, а курды требовали, чтобы число работающих на «Алук» насосов и скважин хватило для обеспечения водой их населенных пунктов.
О том, что переговоры с Анкарой идут полным ходом, сообщил еще в начале июля спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев. По его словам, Турция заверила Россию, что уровень сброса воды в Евфрат вернулся до своих докризисных значений, то есть до 500 куб. м в секунду. «Если это так, то, значит, и поставки электроэнергии возобновятся в полном объеме уже в самое ближайшее время. Будем надеяться на это»,— сказал он.
Однако, видимо, понадобилось время для решения спорных вопросов. В то же время сопредседатель энергетического управления в районе Джазира (один из самопровозглашенных курдских автономных районов, находится в провинциях Хасеке и Камышлы) Зияд Рустем опроверг в понедельник информацию о достижении окончательных договоренностей с Турцией. Он сообщил курдскому агентству North Press, что турецкие силы не соблюдают условия соглашения и вода еще не достигла города Хасеке (центр одноименной провинции). По его словам, турки используют только два насоса из пяти согласованных, хотя курдская администрация на северо-востоке Сирии выполнила все пункты договоренностей. В то же время официальные сирийские власти в провинции Хасеке поблагодарили Россию за помощь, отметив, что вода уже поступает в некоторые районы после примерно 40 дней перерыва, а технические эксперты работают над постепенным восстановлением скважин в рамках проекта «Водоснабжение "Алук"».