Шатры собирают у костра
В России растет число глэмпингов
Возросший интерес к экотуризму в России сформировал предложение, рассчитанное на искушенного клиента, который, с одной стороны, любит отдых на природе, с другой – систему «все включено». Глэмпинги — это более комфортные, «гламурные» кемпинги (что отражено в их названии) — со всей сопутствующей инфраструктурой и в видовых местах. Стоимость размещения в них, как правило, выше, чем в отелях. Но спрос на такие премиум-номера растет — как и интерес со стороны инвесторов. Так чем обусловлена мода на этот вид отдыха?
Глэмпинги — заимствованный за рубежом формат отдыха на природе. Гламурный кемпинг рассчитан на привыкшего к комфортабельному размещению и отдыху по системе all inclusive клиента, но в удаленных от цивилизации локациях. Рост интереса к глэмпингам в России не связан с пандемией — число таких объектов в стране начало расти с 2014 года. По словам Ивана Шулюпина, возглавляющего проект в сфере туризма «Мастера гостеприимства», только за последние полгода в стране открылось семь новых глэмпингов, загруженность которых уже велика.
Наибольший спрос на этот вид размещения — ожидаемо в курортных зонах. Стоимость размещения в «Экоцентре “Жемчужный”» вблизи Анапы — около 25 тыс. руб. за три ночи. Карельский глэмпинг «Папоротник» на выходные можно забронировать за 5 тыс. руб. за ночь в типи-палатке. Купол RussiaDiscovery на Кольском полуострове в Мурманской области можно снять за 78 тыс. руб. на пять дней. В Лениннрадской области купол Hills and Huts стоит от 6 тыс. руб. за ночь. Мест для бронирования в большинстве глэмпингов на лето практически не осталось.
Основатель сети эко- и глэмпинг-отелей Jewelberry Виталий Язвенко объясняет рост интереса к экотуризму привычками подрастающего поколения, «представители которого больше хотят путешествовать и не хотят сидеть дома». Кроме того, социальные сети создали спрос на инстапойнты — необычные фототочки, локации. Отсюда и интерес к глэмпингу и необычным форматам, считает эксперт.
Как все устроить
В отличие от палаточного кемпинга глэмпинги рассчитаны на круглогодичное размещение. Номера, как правило, представляют собой шатры-купола с панорамными окнами и кроватями с подогревом, расположенными на деревянных подиумах. В комнатах установлены обогреватели, а класс «премиум» оснащен собственными туалетными зонами. Глэмпинги класса «люкс» оборудуют премиальной мебелью с уникальным интерьером. Портал глэмпинг.рф, впрочем, предлагает под неймингом «глэмпинг» как купола с панорамными окнами, так и сафари-тенты, дома на колесах, модульные экодома. По оценке Ассоциации глэмпингов России, в России действуют 180 глэмпингов.
Сами по себе объекты ничего не «продают», подчеркивает Иван Шулюпин. В хорошем глэмпинге обязательна досуговая составляющая.
Формат досуга может зависеть от локации, в которой размещен глэмпинг, его статусности и целевой аудитории. Это может быть формат relax, активные водные виды спорта, пешие походы-«радиалки», бизнес-тренинги, йога и прочее. Как правило, на территории глэмпингов оборудуют баню, барбекю, гамаки и качели, мангал, террасы, шезлонги. У водоемов организуют sup-серф, предлагают велопрогулки и прочее. Такие сервисы формируют пакетное предложение и позволяют задержать гостя даже в «транзитном» глэмпинге на пять-семь дней вместо двух-трех планируемых.
Окупаемость на высоте
По оценке Ивана Шулюпина, глэмпинг должен представлять собой ряд двух-пятиместных палаток уровня четырехзвездочной гостиницы и обязательный дополнительный сервис. Инвестиции в такой проект эксперт оценивает в 1,5 млн руб. за четырехместный шатер. На окупаемость, по словам Ивана Шулюпина, можно выйти за четыре года при загруженности глэмпинга на 40–50%.
Jewelberry оценивает окупаемость проекта в туристически привлекательном месте в три-пять лет. Объекты, которыми управляет Jewelberry, генерируют около 1,5 млн руб. выручки на каждый номер. EBITDA оценивается в 50%, рассказывает Виталий Язвенко.
«Стартовые инвестиции лучше всего считать от 2 млн руб. на один номер, но очень все сильно зависит и от концепции»,— отмечает Виталий Язвенко, уточняя, что вложения зависят от того, будет ли на территории глэмпинга бассейн и предусмотрят ли инвесторы туалет с душем в каждом домике или общий.
Иван Шулюпин полагает, что для глэмпинга необходимо порядка 10 га земли и 50 млн руб. стартовых инвестиций. Эксперт отмечает: чтобы зарабатывать, глэмпинг должен содержать не менее 50 мест, иначе сотрудники и персонал «съедают обороты». Меньшее количество мест возможно только при условии, что глэмпинг интегрируется в бизнес как дополнительная услуга — например, при гостинице.
Непростые пути
Виталий Язвенко отмечает, что сейчас наблюдается «так называемая инфопаника» и многие заходят в этот бизнес без опыта и даже финансовых расчетов: «Были случаи, когда инвесторы даже закупали шатры, только потом начинали считать и понимали, что нужно делать все по-другому». Неопытные инвесторы начинают этот бизнес из-за того, что глэмпинг недорог на старте.
Кроме того, глэмпинги, как правило, открывают на землях сельскохозяйственного назначения, на которых туристическая деятельность запрещена. Необходимо инициировать изменение разрешенного использования земли. С момента получения земли и подписания всех договоров проектирование и строительство глэмпинга занимает в среднем четыре–шесть месяцев.
По мнению Ивана Шулюпина, росту качественного предложения в сфере глэмпингов может способствовать разработка мер поддержки местными властями — оперативное изменение разрешенного использования земель, создание мастер-плана территорий, формирование перечня инвестиционных предложений в сфере туризма. Такие меры уже прорабатываются в Башкирии и Татарстане.
Совсем не отель
Основное отличие глэмпингов от турбаз или отелей — некапитальное строительство, а также экологичность. Такие проекты очень мобильны. Инвесторы нередко перемещают глэмпинги с места на место. Возвести такой экоотель возможно даже территории заповедников и в прибрежных зонах.
Установка шатров и дорожек не требует бетонирования. Водоотведение осуществляется с помощью септиков, а водозабор — из близлежащих водоемов.
По оценке Виталия Язвенко, глэмпинг с высокими стандартами обслуживания, хорошим сервисом и в красивом месте «будет пользоваться популярностью всегда».
Но, «к сожалению, очень много появляется “псевдоглэмпингов”, которые по факту являются кемпингами без сервиса и гламура», констатирует эксперт.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский полагает: падение реальных заработных плат россиян в течение шести лет подряд указывает на то, что внутренний туризм должен быть прежде всего недорогим. По его мнению, глэмпингам стоит ориентироваться на среднестатистическую семью с совокупным доходом от 30 тыс. руб. в месяц. Скорее всего, это будут жители облцентров.
Несмотря на то что сегмент растет, требования к глэмпингам в России пока не регламентированы. Необходимый набор услуг только обсуждается профессиональным сообществом. Участники рынка опасаются, что высокая инвестиционная привлекательность будет способствовать выходу в сегмент недобросовестных игроков, ориентированных на «одноразового» клиента.