ФАС закупается в ЦУМе
Служба подозревает универмаг и Mercury в ценовом сговоре
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверки одного из крупнейших дистрибуторов люксовых товаров в России Mercury и находящегося под управлением группы ЦУМа. Причина — подозрения в международном ценовом сговоре на рынке, в том числе при продаже товаров онлайн. Признаком сговора могло стать организованное повышение цен на люксовые товары, считают юристы. ЦУМ и Mercury грозит штраф до 13,5 млрд руб.
ФАС России проводит выездные проверки в отношении дистрибуторов товаров класса люкс на российском рынке — ЦУМа и ГК Mercury, а также ряда представительств зарубежных брендов, сообщила служба во вторник. Как считает ФАС, в действиях организаций есть признаки международного ценового сговора на рынке элитной брендовой продукции, в том числе при продаже товаров онлайн. В ФАС не уточнили признаки сговора, а также не раскрыли названия зарубежных брендов.
В службе напомнили, что максимальный штраф за участие в картельном сговоре в России доходит до 15% годовой выручки компаний, а оборот проверяемых организаций по итогам 2020 года превышает 90 млрд руб. Таким образом, ЦУМу и Mercury грозит штраф до 13,5 млрд руб. Кроме того, за ограничение конкуренции предусмотрена уголовная ответственность, отметили в ФАС. Представитель ЦУМа от комментариев отказался.
Mercury основана в 1993 году Леонидом Фридляндом и Леонидом Струниным. Владеет бутиками в Третьяковском проезде, «Барвихой Luxury Village». ЦУМ — ключевой актив группы. Занимает семь этажей общей площадью 70 тыс. кв. м на пересечении Петровки и Театральной площади, где представлены коллекции Dolce & Gabbana, Valentino, Celine, Ralph Lauren, Alexander McQueen, Brioni, Loro Piana, Chopard, Rolex, Patek Philippe и пр.
Источник “Ъ” на рынке считает, что ФАС могла увидеть признаки сговора в рекомендованных розничных ценах, которые владельцы брендов направляют продавцам во всех странах. Но это стандартная практика, отмечает он. В самом ЦУМе с начала 2016 года цены приравнены к миланским.Как отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, цены на мировом рынке люксовых товаров действительно находятся под сильным влиянием производителей и существенно отличаются по странам. При этом в России уровень цен — один из самых низких в мире, что в том числе стимулировало спрос со стороны китайских туристов, указывает он.
Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин говорит, что главный признак картеля — согласованность в действиях участников рынка, которые должны между собой конкурировать, но вместо этого действуют вопреки законам рынка. По его словам, чаще всего наличие картельного сговора устанавливается на основании динамики изменения цен на одном или смежных рынках, которая могла бы указывать на то, что они действуют в рамках некоей негласной договоренности. Другой признак картеля — резкий рост или сокращение предложения товара или услуг, добавляет юрист.
Возможно, продолжает господин Федюкин, ФАС усматривает признаки картельного сговора именно на основании того, что стоимость люксовых товаров, вне зависимости от производителя, существенно растет.
Некоторые люксовые бренды в конце 2020 года могли начать повышать цены, чтобы возместить потери, возникшие из-за закрытия магазинов, запрета туризма, а также роста себестоимости производства, говорили собеседники “Ъ” на рынке.