Автокластер прибавил ход
За шесть месяцев выпуск автомобилей в Петербурге увеличился на треть
Объем производства автомобилей в Петербурге в первом полугодии 2021 года увеличился на 36,2 % год к году, достигнув 187 тыс. единиц. Большая доля приходится на Hyundai (более 65%). По мнению экспертов, подобная динамика связана с низкой базой прошлого года и дефицитом авто на рынке, который производители компенсировали увеличением выпуска. При этом, по их прогнозам, в следующем полугодии ожидать дальнейшего наращивания производства не стоит: оно будет увеличиваться умеренными темпами.
В первом полугодии 2021 года петербургские автозаводы увеличили выпуск легковых машин на 36,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом говорится в материалах Петростата. Так, в течение января — июня этого года петербургский автокластер произвел 187 тыс. авто, в то время как в 2020 году было выпущено 137,3 тыс. При этом за весь прошлый год автозаводы произвели 323,7 тыс. единиц продукции. Положительная динамика наблюдается и в целом по стране. Так, по данным Росстата, за шесть месяцев 2021 года с российских конвейеров сошло 736 тыс. легковых автомобилей — на 44,3% выше, чем за аналогичный период прошлого года.
В петербургский автокластер входят три предприятия: Hyundai, Nissan и Toyota. Они выпускают девять моделей автомобилей: Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Murano, Toyota Camry, Toyota RAV4, Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Kia Rio X-Line. О серьезном росте производства ранее сообщал Hyundai (см. “Ъ” от 01.07.2021). Так, за первое полугодие автопроизводитель выпустил 123 тыс. машин — на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В пресс-службе Nissan “Ъ” сообщили, что объем выпуска с января по июнь текущего года составил 19,9 тыс. авто, по сравнению с прошлогодними 16 тыс. машин. В пресс-службе Toyota не ответили на запрос “Ъ”. По подсчетам “Ъ”, объем выпуска может составлять около 44 тыс. единиц.
Подобный рост производства легковых автомобилей эксперты связывают в первую очередь с эффектом низкой базы прошлого года. «Российский рынок проходит очередной этап восстановления спроса и увеличения производственных показателей. Это связано с тем, что в первом полугодии превалировал спрос на более широкий модельный ряд. Из-за пандемии, спровоцировавшей дефицит некоторых запчастей и расходных материалов, предложение было ограничено, поэтому в первом полугодии произошел закономерный рост»,— объясняет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Кроме того, в прошлом году после снятия ограничений рынок пережил быстрый темп оживления, что позже вылилось в дефицит, который заводы как раз и закрывали в первом полугодии. В целом такая тенденция по росту показателей характерна и для других крупных заводов — как для российского, так и для иностранного автопрома, продолжает эксперт.
По его словам, помимо заводов Петербурга, рост показали «Рено Россия» (54% год к году), «Фольксваген Груп Рус» (68%), а также «ПСМА Рус» (25%), у производства Mercedes в России отмечается рост в два раза, у Mazda — прирост на 20%. Значительная динамика и у российских марок. Так, например, «Лада Ижевск» за шесть месяцев увеличила выпуск автомобилей на 60%. «В связи с отсутствием заметного роста реальных располагаемых доходов населения, а также за счет насыщения рынка в первом полугодии ожидать наращивания производства во втором полугодии столь стремительными темпами не следует. Полагаю, что оно будет расти умеренными темпами, но показатели по количественному приросту будут ниже, чем в предыдущем периоде»,— считает эксперт.
Согласно данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии 2021 года в России было продано 870 749 машин (+37% к январю — июню 2020-го и +5% к январю — июню 2019-го).
Доля Петербурга в общем объеме продаж автомобилей в России за шесть месяцев составила 9,6% против 8,5% за аналогичный период прошлого года: объем продаж за обозначенный период достиг 84 045 новых автомобилей, что на 55% больше, чем за аналогичный период 2020 года.