ЦУМ заподозрили в ценовом сговоре

Почему ФАС предъявила претензии группе Mercury

Антимонопольщики пришли с проверкой в ЦУМ. Его владелец, группа Mercury удивлена происходящим. Универмаг, группу компаний и несколько неназванных международных брендов заподозрили в ценовом сговоре на рынке элитной продукции, в том числе при онлайн-продажах. На чем основаны претензии ФАС? И что грозит ЦУМу? О версиях расскажет Даниил Бабкин.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Несколько часов прождали инспекторы антимонопольной службы, чтобы пройти в офисные помещения ЦУМа. По мнению ФАС, в действиях элитного универмага в центре столицы и владеющей им компании Mercury, есть признаки картельного сговора. Проверки также затронули несколько представительств зарубежных брендов.

Если подозрения подтвердятся, участников картеля ждет серьезное наказание, говорит старший юрист коммерческой группы юридической фирмы Vegas Lex Ксения Ерофеева: «Могу предполагать, что имеется в виду ценовой сговор между брендами на какие-то виды продукции.

Например, поддержание цен на конкретный вид одежды на определенном уровне, либо наценки.

За картель, если он будет доказан, компаниям грозит штраф до 15% от годовой выручки. Есть уголовная ответственность, но она предусмотрена не для компаний, а именно для физических лиц, если ограничение конкуренции в форме картельного сговора привело к крупным или особо крупным размерам. То есть тут зависит еще от того, какой ущерб от этого картеля определит ФАС.

В 2020 году оборот проверяемых организаций превысил 90 млрд руб., напомнили в ФАС. Но если речь идет о завышении цен, то для люксовых товаров это общемировая тенденция в последний год, напоминает основатель компании Vintage Voyage Игорь Киссель: «Что такое пандемия для рынка "люкс"? Прежде всего, увеличение расслоения в обществе — богатые стали еще богаче. Поэтому, несмотря на то, что, может быть, даже в абсолютном выражении у них падают какие-то продажи, они все равно резко подняли цены за последние 1,5 года. Нельзя этого не заметить. Является ли это сговором? Может быть, в антимонопольном смысле да, но какой-то договоренности между участниками, чтобы всех обмануть, я думаю, нет».

В Mercury удивлены происходящим, ведь в 2020 году антимонопольщики уже проверяли компанию, заявили в пресс-службе. Тогда группу компаний и ЦУМ оштрафовали за то, что они не предоставили органу некую информацию и якобы затягивали расследование. Сейчас в ФАС говорят о международном ценовом сговоре. Возможно, причина в том, что стоимость завышена именно на эксклюзивные бренды, и наценка на них по сравнению с Европой необоснована, предполагает партнер юридической компании FBK Legal Сергей Ермоленко: «Внутри они в целом смотрят документы и снимают данные с цифровых источников информации. Основную ценность при расследовании картелей имеет электронная переписка. Я думаю, что в первую очередь искали ее. Почему здесь речь идет о международном картеле? ФАС заинтересовался сопоставлением цен между люксовыми брендами, которые продаются в ЦУМе, потому что они представлены только в ЦУМе. Почему в Европе цена, условно говоря, "х", а в России "х + какой-то процент"».

Владелец ЦУМа удивлен проверками ФАС

Смотреть

Однако даже если цены на эксклюзивные бренды в ЦУМе действительно выше, чем в других странах, далеко не факт, что это незаконно, продолжает Сергей Ермоленко: «Во всех случаях, когда речь идет о сговоре или об установлении монопольно-высоких цен, необходимо оценивать и экономическую составляющую. Аренда в ЦУМе объективно выше. Заработные платы в местах, где высокий сервис, тоже выше.

Центр Москвы, туристическое место, повышенный спрос — масса факторов из которых складывается высокая цена».

Mercury занимает 104 место в рейтинге крупнейших компаний России по версии Forbes, в 19 году выручка компании превысила 110 млрд руб. Пока непонятно, в чем суть претензий антимонопольщиков, но если в результате проверки выяснится, что подозрения небеспочвенны, компании грозит штраф до 14 млрд руб.

Вся лента