Страхование грузов
Как перевозчики и страховщики решают проблемы отрасли
До сих пор доля компаний в России, страхующих свои грузы, невелика. Эксперты разбирались, почему так происходит и как на это могут повлиять страховщики и грузоперевозчики.
Страхование грузов демонстрирует нестабильную динамику. Так, по данным Банка России, в первом квартале 2021 года было заключено более 727 тыс. договоров страхования грузов на сумму страховых взносов 4,9 млрд рублей (страховая сумма 19,3 трлн рублей), годом ранее за тот же период — более 924 тыс. договоров на 4,7 млрд рублей (страховая сумма 10,1 трлн рублей). Если сравнивать годовые показатели, то в 2020 году сегмент по деньгам просел по сравнению с 2019-м — 3,7 млн договоров на сумму 19,9 млрд рублей (страховая сумма 53,4 трлн рублей) против 3,6 млн договоров на сумму 21,6 млрд рублей (страховая сумма 70 трлн рублей).
Отчасти это объясняется пандемией и связанными с ней ограничениями. «Можно отметить два фактора воздействия пандемии на рынок страхования грузоперевозок: временное снижение объема перевозимых грузов по причине карантинных мер и закрытия границ и вынужденный дистанционный характер работы, который потребовал новых IT-решений для оформления документов на перевозку грузов»,— уточняет Екатерина Якунина, глава совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ).
Однако пандемия — это не единственная проблема. Как отмечает Татьяна Никифорович, вице-президент Северо-Западного дивизиона АО «Ренессанс страхование», среди компаний в целом низкий уровень страховой культуры, выражающийся в непонимании целей и задач страхования, и стремление к экономии и оптимизации финансовых издержек. «Если в Европе 70–80% перевозимых грузов имеют защиту по программе страхования грузов, то в России эта доля значительно меньше», — уточняет Татьяна Никифорович.
Скепсис к страхованию со стороны грузовладельцев поясняет Дмитрий Погребинский, генеральный директор компании ЦВ «Протек», хотя его компания всегда страхует грузы. При существующем на рынке перевозок мошенничестве — по его словам, «встречаются случаи и подмены машины на погрузке, в результате чего товар увозят в неизвестном направлении, и пропажи груза из опечатанной машины» — грузовладельцы не наблюдают «устоявшейся практики расследования и возмещения подобных убытков». Именно последнее и тормозит развитие сегмента, несмотря на то, что, по сути, страхование должно защитить от мошенничества.
Как отмечает Татьяна Никифорович, нежелание компаний страховать собственные грузы отчасти обусловливает установленная российским законодательством ответственность перевозчиков за груз в размере его полной стоимости. То есть большая часть рисков лежит на транспортной компании. Именно поэтому в России распространена практика страхования грузов самими перевозчиками: таким образом они пытаются избежать неоправданных рисков.
При этом нередки случаи, когда страховой полис не соответствует грузу по перечню характерных рисков или по страховой сумме, в результате чего в достаточной степени не защищен никто, замечает руководитель управления страхования транспортных рисков АО «АльфаСтрахование» Дарья Туркина. По ее мнению, в идеале каждый должен страховать свои риски: у перевозчика должен быть полис страхования его ответственности, который может покрыть его убытки, в том числе не связанные непосредственно с ущербом грузу. Аналогично у грузовладельца должен быть полис страхования груза, который в полной мере отвечает особенностям товара и реальным рискам собственника. «Только такая схема защищает всех участников. А главное, позволяет в итоге сделать стоимость страхования действительно адекватной»,— уверена Дарья Туркина.
По словам Татьяны Никифорович, за рубежом, согласно международным конвенциям, ответственность перевозчика обычно ограничивается фиксированной суммой за килограмм перевозимого груза. Подобный подход позволяет перевозчикам точно оценить риски, связанные с их ответственностью, а грузовладельцев подталкивает к приобретению полиса по страхованию грузов, чтобы была возможность покрыть всю сумму ущерба по страховому полису, а не его часть за счет перевозчика, как это сейчас происходит в России.
Впрочем, возможно, ситуацию исправят стандарты страхования, которые вступили в силу в марте этого года, а обязательными для всех страховщиков стали с 5 июня. Благодаря им, по словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Светланы Гусар, теперь страховая отрасль предлагает максимальную защиту для перевозчиков и экспедиторов. «Помимо страхования риска ответственности автоперевозчика и экспедитора за нарушение договора, можно осуществлять страхование риска ответственности за причинение вреда третьим лицам, а также расходов, которые могут возникнуть у автоперевозчика и экспедитора (по спасанию груза, по установлению размера ущерба, по очистке территории, судебные и другие расходы)»,— уточняет Светлана Гусар. И, конечно, данное страхование не заменяет, а дополняет страхование грузов.
Спустя немногим больше месяца эксперты затрудняются оценить влияние новых стандартов на рынок страхования грузов. «Прошло еще слишком мало времени. Страховщики сейчас отлаживают необходимые механизмы, проверяют, все ли учли в стандартах. Будем отслеживать тенденции и собирать информацию»,— говорит Светлана Гусар.
Пока же перевозчики стараются находить решения, которые учитывают интересы всех заинтересованных в грузоперевозках сторон. Так, например, в ООО «Деловые Линии» еще с 2005 года действует программа страхования грузов, хотя, по словам гендиректора компании Фарида Мадани, 99,6% грузов приезжают в целости и сохранности, и почти столько же (97,9%) — точно в срок. «Мы не стали следовать примеру перевозчиков, которые сами страхуют грузы, а передали этот блок в страховые компании. Цена страховки при этом зависит не от стоимости груза, а от цены перевозки», — уточняет он.
Эксперты отмечают, что перевозчик совершил своего рода переворот в страховании грузов: фиксированная стоимость, онлайн-урегулирование по одному документу — до этого никто из транспортных компаний подобное не предлагал. Помимо стандартного страхования грузов, в «Деловых Линиях» страхуют еще и сроки доставки с возмещением, превышающим затраты на перевозку. При этом порядок получения выплат максимально упрощен и автоматизирован — процедура занимает всего два-три дня. «Мы пока единственные, кто так делает»,— отмечает Фарид Мадани. По его словам, сегодня клиентам при возникновении страхового случая с грузом страховые компании, работающие с логистическим оператором, компенсируют 110% его стоимости, а при страховании срока — 120% стоимости перевозки.
О перспективах развития рынка страхования грузов эксперты говорят с осторожностью. По словам Екатерины Якуниной, АПСБ не ждет каких-либо существенных изменений. «Есть разные тенденции, например повсеместный рост тарифов, но, с другой стороны, есть ценовая конкуренция между участниками рынка»,— говорит она. Пока сегмент по своему объему не очень большой: страхование грузов не относятся к основным трем-четырем видам страхования в России,— но эксперты полагают, что при решении имеющихся проблем сегмент начнет демонстрировать постепенный рост объемов.