Вскрытие покажут
МЧС обяжет автопроизводителей маркировать машины для спасения людей в авариях
“Ъ” познакомился с проектом ГОСТа, которым МЧС может обязать автопроизводителей составлять для каждой модели транспортного средства так называемую карту спасения — электронный документ с инструкциями по безопасному вскрытию автомобиля в случае ДТП. Он будет содержать информацию о расположении бензобаков, аккумуляторов, подушек безопасности, топливопроводов. Автокомпании должны будут наносить на машины маркировку, прочтя которую, прибывшие на место происшествия спасатели получат подробную инструкцию для дальнейших действий. Эксперты не исключают, что все это приведет к дополнительным тратам для покупателей автомобилей.
О разработке стандарта «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Карта спасения транспортного средства. Термины и определения. Общие требования» сообщили во Всероссийском научно-исследовательском институте по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) МЧС. Проект документа не опубликован, “Ъ” ознакомился с его содержанием.
Автопроизводители, следует из текста, должны будут нанести на кузов автомобиля в «легкодоступных местах» специальную маркировку — штрихкод, QR-код и RFID-метку, считав которые, спасатель сможет получить доступ к электронной «карте спасения» машины.
Этим термином названа, по сути, инструкция, как безопасно разрезать (или разобрать) поврежденную машину и вытащить из нее пострадавшего человека. Карта, создать которую должен производитель транспортного средства, будет содержать сведения, в частности, о расположении бензобаков, аккумуляторов, подушек безопасности, электропроводке, топливопроводов, местах усиления кузова и т. д. При ДТП, когда машина получила значительные повреждения, прибывшие на место сотрудники экстренных служб с помощью специальных устройств (вероятно, речь идет о планшетах) будут считывать маркировку, получив доступ к базе данных с картами. По задумке ВНИИ ГОЧС, карты должны будут находиться в едином «информационном ресурсе», управлением которого займется «организация, уполномоченная правительством».
Подобные карты в Европе называются rescue sheet, рассказал “Ъ” руководитель центра испытаний ФГУП НАМИ Денис Загарин. Для автопроизводителей участие в этом проекте является добровольным, пояснил он, но в рамках системы EuroNCAP (краштесты) наличие rescue sheet повышает рейтинг модели как более безопасной, что напрямую влияет на продажи. В методике по составлению «карты» (ее разработала международная ассоциация пожарных и спасателей CTIF), среди прочего, даются инструкции по работе с электромобилями, машинами на сжатом газе и водородном топливе.
По действующему законодательству, напомним, все ГОСТы по умолчанию являются добровольными, но ВНИИ ГОЧС в тексте несколько раз употребляет слово «должен» в отношении автокомпаний.
Стандарт станет обязательным, поясняет знакомый с ситуацией источник “Ъ”, если на него будет ссылка в законе или постановлении правительства (например, ПДД ссылаются на стандарты по дорожным знакам, разметке и т. д.). Другой вариант — ссылка на стандарт в техрегламенте Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств (ТР-ТС 2011), нормы которого обязаны соблюдать все автопроизводители. Внесение поправок в регламент, напомним, требует согласований на международном уровне, это процесс занимает несколько лет.
Современные автомобили устроены по универсальному принципу, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «Всегда понятно, где находится бензобак, двигатель и остальные ключевые узлы и агрегаты». Эксперт считает, что маркировка может вызвать вопросы у автовладельцев, поскольку будет наноситься на внешних частях машины (салон и подкапотное пространство в случае ДТП, как правило, недоступны). «Разумнее выпустить документ с планом работы спасателей при фронтальном, боковом ударе, при перевороте,— считает господин Шапарин.— Тип автомобиля уже конкретной роли не играет».
Эксперт считает, что автопроизводители будут противодействовать принятию нововведений, поскольку это приведет к «существенным расходам»: «Непонятно, кто будет содержать эту базу данных, нужно ли дополнительно сертифицировать модели».
Новая маркировка повлечет затраты, которые будут переложены в итоге на покупателя, подтверждают источники “Ъ” среди автоконцернов. Они сомневаются в целесообразности создания таких «карт спасения», в том числе из-за широкого перечня сценариев, на ознакомление с которыми уйдет слишком много времени. Сергей Удалов из «Автостата» также говорит о потенциальном росте стоимости и нецелесообразности создания такого документа. Он напоминает о подробных технических картах по ремонту, где написано, что нужно сделать, например, чтобы снять свечи, но это ощутимый объем документации, на изучение которого нужно время.