Лечение строгого режима
В Курганской области за насилие над подопечными осудили сотрудников реабилитационного центра
В Курганской области вынесли приговор сотрудникам реабилитационного центра по лечению алкоголизма и наркомании «Ирис», обвиняемых в многочисленных эпизодах незаконного лишения свободы, сопряженного с насилием и угрозами, а также в гибели одного из подопечных. Потерпевшими по делу проходят 40 человек. Фигуранты дела получили от пяти до 11 лет колонии.
Курганский городской суд 2 августа вынес приговор десяти представителям реабилитационного центра «Ирис» в деревне Острова Юргамышского района, обвиняемым в более чем 30 эпизодах незаконного лишения свободы с применением насилия и угроз. Местные жители обвинялись в более чем 30 преступных эпизодах, предусмотренных п.п. «а», «з» ч.2 ст.126 УК РФ («Похищение человека группой лиц из корыстных побуждений»), п.п. «а», «г», «ж» ст.127 УК РФ («Незаконное лишение свободы с применением оружия, в отношении двух и более лиц»), ч.3 ст.127 УК РФ («Незаконное лишение свободы с применением насилия, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»).
По одному из эпизодов, квалифицированных по п.п. «а», «з» ч.2 ст.126 УК РФ («Похищение из корыстных побуждений»), обвиняемые Торохтий, Юшков, Топорищев и Анципов были оправданы. Фигурантам дела назначены сроки от пяти до 11 лет лишения свободы, сообщили в пресс-службе суда. Соучредители реабилитационного центра Дмитрий Юшков и Павел Торохтий получили по десять лет колонии строгого режима. Сам Юшков не явился на вынесение приговора и был объявлен в розыск.
Сотрудников центра Владимира Топорищева и Константина Анципова приговорили к восьми годам лишения свободы в аналогичном исправительном учреждении. Максимальный срок — 11 лет колонии особого режима, получил Евгений Атаманюк с учетом предыдущего неотбытого наказания. Николая Шмакова и Александра Мацковского приговорили к 8,5 и 7,5 годам строгого режима, Давида Бециашвили и Максима Кокарева — к семи годам. Минимальный срок — пять лет колонии общего режима получил Дмитрий Лыков, обвиняемый в одном эпизоде незаконного лишения свободы по ч.3 ст.127 УК РФ.
По версии следствия, в конце декабря 2015 года обвиняемые создали и курировали работу автономной некоммерческой организации «Ирис», занимающейся реабилитацией наркозависимых. Фигуранты дела за вознаграждение от знакомых или родственников лиц, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью, помещали последних на лечение в собственный реабилитационный центр в Юргамышском районе. В случае нежелания добровольно проходить курс «реабилитации», подопечных доставляли в центр насильно или обманным путем. За подобные услуги обвиняемые получали от пяти до 20 тыс. руб. в месяц. В ходе работы центра от насильственных действий погиб один из его клиентов.
Суд установил, что фигуранты дела не имели лицензии на медицинскую деятельность и соответствующего образования, а также не обладали знаниями по лечению и профилактике алкогольной и наркотической зависимости. Реабилитацию они проводили без применения каких-либо научно-апробированных и официально проверенных методик.
Обвиняемые вину не признали. По данным прокуратуры Курганской области, пострадавшими по делу проходят 40 граждан из разных регионов страны. В ходе предварительного следствия подсудимые поясняли, что оказывали услуги по реабилитации на добровольной основе. Смерть одного из подопечных они объясняли несчастным случаем.
Защитники Евгения Атаманюка и Давида Бециашвили отказались от комментариев. Номер телефона представителя Владимира Топорищева Алексея Обабкова оказался недоступен.
Адвокат осужденного Павла Торохтия Владимир Менщиков рассказал о намерении обжаловать решение суда после получения приговора. «С родственниками клиентов заключался договор, а сами подопечные находились там добровольно, имели возможность связаться с правоохранителями. Более того, на заседаниях многие потерпевшие выражали благодарность сотрудникам центра за помощь в избавлении от зависимости. О каком причинении вреда может идти речь?» — сообщил Владимир Менщиков.
О планах подать апелляционную жалобу сообщила и защитник Николая Шмакова Наталья Мальсагова, подчеркнув необоснованность вменяемых обвинений. «Считаем, что приговор подлежит отмене, поскольку он абсолютно несправедлив. Потерпевших отправляли на реабилитацию их родственники, сотрудники центра помогали подопечным излечиться от зависимости. После получения приговора планируем его изучить и обжаловать»,— подчеркнула Наталья Мальсагова.