Суд оценит культурное наследие
Уфимец подал иск к мэрии Уфы по поводу сохранности старых домов
Мэрию Уфы пытаются через суд обязать заняться сохранением семи объектов культурного наследия — домов-памятников на улице Октябрьской революции. Уфимец Ринат Бакиев в своем иске, который еще не принят судом, отмечает, что администрация Уфы не исполняет требования ФЗ «Об объектах культурного наследия»: дома, по его словам, «находятся в ненадлежащем и аварийном состоянии». Требования господина Бакиева поддерживают в Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Башкирии. В мэрии Уфы с претензиями не согласны. Эксперты отмечают, что судебная практика сложилась не в пользу неравнодушного уфимца.
Уфимец Ринат Бакиев подал в суд на администрацию Уфы и муниципальное управление земельных и имущественных отношений, которые, по его мнению, не исполняют своих обязанностей по защите объектов культурного наследия. По мнению истца, ответчиков необходимо обязать выполнять работы по реконструкции, консервации семи зданий-памятников, расположенных на улице Октябрьской революции, которую власти республики намерены сделать пешеходной к 2023 году. Среди них — особняк Шамовых со старообрядческой моленной, западный дом усадьбы Сперанских, здание лечебницы Уфимского попечительства о бедных и так далее.
Третьим лицом к процессу он просит привлечь Управление по государственной охране объектов культурного наследия Башкирии.
Изначально иск был подан в Кировский райсуд Уфы, который 9 августа решил, что заявление по подсудности должно рассматриваться в Октябрьском райсуде. В пресс-службе Октябрьского райсуда “Ъ-Уфа” сообщили, что иск в суд пока не поступил.
В иске (копия имеется в распоряжении “Ъ-Уфа”) господин Бакиев ссылается на ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану памятников.
В частности, указано в заявлении, в декабре 2006 года горсовет Уфы принял Положение об администрации Уфы, в котором говорится, что мэрия обязана охранять, сохранять и популяризировать здания-памятники, находящиеся в муниципальной собственности.
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия» также предписывает органам власти принимать меры для сохранности объектов культурного наследия, в том числе их консервацию.
На момент подачи иска, отметил господин Бакиев, «консервация объектов не произведена, территории, на которых расположены вышеуказанные здания, заросли кустарником, не ограждены, отсутствуют признаки обеспечения безопасности окружающих при содержании данных объектов, в связи с чем у посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних, имеется свободный и неограниченный доступ, что может привести к наступлению неблагоприятных последствий». Кроме того, отсутствие контроля за состоянием памятников «создает криминогенную обстановку в районе, портит внешний вид территории, а также может послужить причиной травматизма граждан». Сами здания «находятся в ненадлежащем и аварийном состоянии», отразил в иске господин Бакиев
Непринятие администрацией Уфы мер по сохранению памятников, пояснил истец, «может повлечь их полное уничтожение», а это нарушает права неопределенного круга лиц.
Ринат Бакиев сообщил “Ъ-Уфа”, что подал иск, так как «устал видеть попытки горожан сохранить исторические объекты».
«Активисты в основном проводят пикеты, пытаясь привлечь внимание к проблеме памятников, но они, как показывает практика, малоэффективны,— пояснил истец. — Я же хочу попытаться заставить собственника объектов культурного наследия соблюдать требования закона через суд».
Башкультнаследие намерено поддержать Рината Бакиева в суде, сообщили “Ъ-Уфа” в ведомстве, не исключив, что могут стать соистцами.
Собеседник в администрации Уфы пояснил, что в мэрии пока не видели самого иска, но предположил, что он не будет удовлетворен. «Насколько я понимаю, перечисленные в иске дома ранее были жилыми, и мы только-только, расселив жильцов, переводим их в нежилой фонд. В то время, когда в них проживали люди, у нас не было возможности заниматься реконструкцией этих зданий или их консервацией»,— отметил он.
Управляющий партнер судебного агентства «Барристер» Айдар Муллануров отмечает, что у Рината Бакиева есть шансы на победу. «Истцу лишь нужно доказать, что мэрия обязана выполнять работы по сохранению и консервации памятников, а эти обязанности прописаны в федеральном законе,— пояснил эксперт.— Подобные иски, к сожалению, редки. Между тем граждане имеют право требовать от муниципалитета исполнения законов в различных сферах. В свое время, например, я смог обязать суд провести уборку улиц города от снега, но существует вероятность, что суд может «подыграть» мэрии, заявив, что бездействие мэрии затрагивает интересы не только истца, а неограниченного количества лиц, и поэтому такой иск может представлять только прокуратура».
Член СПЧ при главе Башкирии, председатель совета Башкирского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Эльза Маулимшина, наоборот, считает, что у иска нет перспектив. «В стране были прецеденты подачи подобных исков от горожан, но все они были проиграны, так как интересы физлиц, указали суды, не были нарушены. Кроме того, Ринат Бакиев указал взаимоисключающие требования: он одновременно просит провести консервацию памятника и его ремонт. Так не бывает. Третий момент — дома, действительно, только переходят в нежилой фонд, и, пока этого не случится, делать с ними ничего нельзя. Спасибо мэрии хотя бы за то, что в них заколотили окна»,— пояснила госпожа Маулимшина.