Цены на продукты связали с издержками
Действительно ли на рост стоимости товаров повлияло увеличение транспортных расходов
Торговые сети вынуждены поднимать цены на продукты из-за резкого роста стоимости перевозок. Об этом рассказал главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман. По его данным, на фоне пандемии транспортные расходы выросли почти на 20%. Среди причин: недостаток рефрижераторов, которые везут продукцию с южных территорий страны, уход с рынка небольших транспортных компаний и отсутствие обновления автомобильного парка. Насколько выросли цены на продукты в результате новых издержек, в X5 Retail Group не уточнили.
Еще один фактор — большой недостаток водителей, который появился из-за коронавируса. Из-за этого выросли зарплаты и увеличились общие расходы, говорит глава компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров: «Транспортные расходы объективно возросли. Влияет на это и ситуация 2020 года, когда в период сокращения грузовых перевозок во втором и в начале третьего квартала компании вынуждены были ограничить инвестиции в обновление парка. Это первая причина. Второй момент — продолжается определенное обеление рынка. Относительно небольшие игроки, которые используют один-два автомобиля, практически не платили налогов. Долю этих игроков на рынке снижают более крупные компании, работающие уже не в серой зоне.
Кроме того, достаточно сильно выросли цены на топливо, это тоже влияет. Что касается заработной платы водителей, то из-за определенного дефицита, заработные платы у них тоже растут.
Этот комплекс проблем привел к тому, что транспортные расходы достаточно сильно возросли. Все это в совокупности оказывает влияние на транспортную составляющую, на транспортные расходы, и, к сожалению, это сказывается на отпускных ценах».
По данным СМИ, за последние два месяца цены на перевозки с юга в центр страны выросли максимум на треть, год к году — в два раза. Председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов прогнозирует стабильное повышение цен до конца 2021 года: «Рост на логистические услуги заметно вырос, и, соответственно, предложение со стороны компаний ничуть не меньше этого спроса. Спрос увеличивается, потому что растет онлайн-доставка, потому что увеличивается количество магазинов. У всех участников рынка есть соответствующий спрос, а предложений недостаточно. Думаю, что вряд ли этот вопрос можно решить достаточно быстро.
Можно, конечно, как-то пытаться закупать автопарк и прочее, но насколько я слышал, есть еще и дефицит водителей с соответствующими категориями. Машину-то может быть и можно купить. Только кто будет ездить за рулем? С точки зрения повышения стоимости, я думаю, что в целом спрос будет достаточно стабилен до конца 2021 года, поэтому потенциально рост стоимости на логистические услуги может продолжаться дальше».
Президент Ассоциации грузового и автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин уверен, что реальный рост транспортных расходов не так высок, как заявляют ритейлеры. Перевозчики заранее планируют регулярные траты на ремонт автопарка и увеличение цен на бензин. По мнению эксперта, на стоимость продуктов больше влияет наценка самих магазинов: «Рост на перевозки может и есть, но он небольшой — 10-15%. Да и то он заметен на южных направлениях. На других направлениях рост где-то 5%, максимум — 10%.
Но это связано не с какими-то там глобальными изменениями в сфере автомобильных грузоперевозок. Причина в старении парка.
Средний возраст транспорта сейчас в среднем составляет 21 год. Это связано с тем, что 10 лет цены на перевозки не поднимались.
В 2020 году цены были 2010 года. Вопрос: за счет чего перевозчик компенсировал свои затраты, если с 2010 года цены на бензин поднялись с 20 руб. до 51 руб.? Цены на топливо за последних полгода поднялись на 3 руб., вот где может быть, наверное, собака зарыта, надо у топливников еще поискать эту суперприбыль. Если взять горячо обсуждаемую у нас морковь, которая стоит в магазинах порядка 50-70 руб.: цена моркови в поле — 5 руб., цена доставки этой морковки, даже с юга — в районе 5 руб., все остальное — это накрутка магазина».
Между тем министерство сельского хозяйства фиксирует снижение цен на «борщевой набор». По их данным, средние цены на овощи снизились более чем на 3% за неделю.