«Ночной охотник» подвел своего полковника
Командира вертолетного полка отдали под суд за катастрофу
Как стало известно “Ъ”, суд приступил к рассмотрению по существу уголовного дела командира дислоцированного в поселке Кореновск Краснодарского края 55-го отдельного вертолетного полка Евгения Суходольского. По версии обвинения, минувшей зимой полковник Суходольский, нарушив правила подготовки полетов и превысив свои должностные полномочия, приказал подчиненным в темное время суток, да еще и в условиях тумана, экстренно вернуть на базу совершивший вынужденную посадку неподалеку от аэродрома вертолет Ми-28Н «Ночной охотник». Пытаясь выполнить поставленную командиром задачу, погибли два самых опытных пилота полка.
По данным “Ъ”, материалы уголовного дела полковника Суходольского, подготовленные Главным военным следственным управлением (ГВСУ) СКР, поступили в Краснодарский гарнизонный военный суд две недели назад, но заседания несколько раз пришлось откладывать. В минувшую среду суд приступил к рассмотрению дела по существу. Командир 55-го вертолетного полка обвиняется в «нарушении правил полетов и подготовки к ним», а также в «превышении должностных полномочий» (ст. 351 и ст. 286 УК РФ), повлекших тяжкие последствия. По версии ГВСУ, из-за отданного подсудимым необоснованного и незаконного приказа погибли два его подчиненных, а кроме того, был полностью разрушен ударный вертолет Ми-28Н. Подсудимый свою вину не признает.
Ми-28Н разбился 11 декабря 2019 года. В этот день один из экипажей полка выполнял на нем так называемый «контрольно-тренировочный полет в облаках с заходом на посадку с применением посадочных систем», и если первая часть упражнения прошла благополучно, вторая, наоборот, не задалась.
Пилоты, по данным близкого к расследованию источника “Ъ”, трижды попытались вернуться на аэродром базирования, но так и не увидели его посадочную полосу. Им помешало неожиданное и резкое потепление, приведшее к образованию плотного тумана у поверхности земли.
С учетом выполненного полетного задания и трех неудавшихся заходов на посадку на продолжение маневров у экипажа не оставалось запаса топлива, поэтому пилотам пришлось совершить вынужденную посадку там, где в слое тумана образовалась небольшая брешь. «Запасным аэродромом» для экипажа стала заброшенная взлетно-посадочная полоса, построенная для гражданской авиации местного значения и расположенная на окраине станицы Платнировской в 2,5 км от базы 55-го авиаполка. Пилоты доложили об инциденте по радиосвязи, и уже через 40 минут на место приземления Ми-28Н прибыло все руководство части.
Командир полка Евгений Суходольский, как заявили следствию свидетели, «категорически не хотел» даже на короткое время оставлять современную боевую машину «среди кукурузных полей» и настоял на срочной эвакуации вертолета с места вынужденной посадки.
Выполнить приказ взялись самые опытные пилоты части — заместитель командира полка по летной подготовке Александр Склянкин и заместитель командира эскадрильи Ми-28Н Руслан Кушниренко. Экипаж поднял машину в воздух, но через пять минут после старта вертолет перевернулся в воздухе и рухнул на землю. При ударе были полностью разрушены кабина и несущий винт, летчики погибли.
Разбиравшиеся с обстоятельствами аварии ведомственная комиссия ВКС России и следственная группа ГВСУ о своих выводах не сообщали, однако, по данным источника “Ъ”, причиной трагедии мог быть не только туман, но и техническая неисправность вертолета. Именно она помешала первому экипажу посадить машину, а второму — не оставила шансов даже довести ее до базы, хотя «комплекс бортового радиоэлектронного оборудования вертолета», как следует из характеристик Ми-28Н, «обеспечивает решение пилотажных и навигационных задач в простых и сложных метеоусловиях на малых и предельно малых высотах».
Возможно, допустили ошибки и сами погибшие пилоты. Подполковник Склянкин и майор Кушниренко, прошедшие контртеррористические операции в Чечне и Сирии, могли переоценить свои возможности и потерять ориентировку в пространстве в крайне сложных метеоусловиях.
Однако в связи с гибелью обоих офицеров отвечать за катастрофу пришлось только их командиру — приказ Евгения Суходольского об экстренной эвакуации Ми-28Н в ГВСУ сочли преступным.
55-й отдельный вертолетный полк в Кореновске структурно входит в 4-ю армию ВВС и ПВО и считается образцовым тактическим формированием армейской авиации России. В 2012 году президент России Владимир Путин наградил часть орденом Кутузова по итогам контртеррористической операции в Чечне. В последние годы военные вертолетчики из Кореновска принимали активное участие в борьбе с боевиками в Сирии, а в ноябре 2018 года помогли блокировать в Керченском проливе катера Украины, нарушившие морские границы России.