Автопарк с привязкой к местности
Российские и белорусские машины начнут работу на маршрутах Петербурга в 2022 году
Три транспортные компании, которые совместно будут обслуживать около 80% автобусных маршрутов Петербурга до 2028 года, закупят новые машины производства Volgobus, ЛиАЗ, КАМАЗ и МАЗ. Речь идет о почти 2,7 тыс. автобусов, которые начнут работу в городе с весны 2022 года. Инвестиции в обновление подвижного состава превысят, по подсчетам двух игроков рынка, 18 млрд рублей. Несмотря на шестилетний срок контрактов, автобусы могут прослужить 10 лет, считают предприниматели. Эксперты отмечают, что договоры выгодны производителям и обеспечивают высокую постоянную загрузку мощностей.
Со следующего года в Петербурге начнут работать новые низкопольные автобусы с кондиционерами производства Volgobus, ЛиАЗ, КАМАЗ и МАЗ, сообщили “Ъ” в компаниях-перевозчиках, которые выиграли шестилетние контракты комитета по транспорту на прошлой неделе. Согласно новым договорам, выручку за проезд будет получать Смольный, взамен оплатив компаниям километры транспортной работы. Изменения предполагают перевод всех коммерческих маршруток на социальный тариф, позволяющий пользоваться льготами на любом транспорте Петербурга.
ООО «Вест-Сервис», входящее в ХК «Питеравто» (подконтрольна Леониду Бондаренко), должно закупить 1289 новых автобусов, чтобы начать обслуживать 167 маршрутов. Это самая крупная поставка, которую полностью выполнит Volgobus, заявили в Национальной транспортной ассоциации (объединяет предприятия, связанные с «Питеравто»). Всего в Петербург будет приобретено 1375 автобусов большой (830 машин) и средней (545 машин) вместимости — это больше, чем требуется по условиям новых контрактов, чтобы обеспечить резерв подвижного состава, пояснили в ассоциации. Отсутствие других производителей может объясняться тем, что в конце 2020 года господин Бондаренко вошел в акционерный капитал одного из основных юрлиц холдинга «Волгабас», на которое оформлен владимирский автобусный завод,— ООО «Бакулин Моторс Групп», на тот момент, по словам участников рынка, находившегося в предбанкротном состоянии. 1125 автобусов будут работать на сжиженном природном газе, остальные 250 — на компримированном, говорит директор по пассажирским перевозкам Национальной транспортной ассоциации Роман Юренев. «На всех предприятиях, входящих в ассоциацию, выстроен полный производственный цикл, поэтому сервисные контракты и контракты жизненного цикла не рассматриваются»,— добавил он. В компании подчеркнули, что часть техники будет поставлена по контракту с «Государственной транспортной лизинговой компанией» (ГТЛК), который оценивается в 5 млрд рублей.
АО «Третий парк» должно закупить 875 автобусов в рамках новой транспортной модели Петербурга. В компании “Ъ” сообщили, что в октябре завершится поставка в парк 250 автобусов ЛиАЗ большого класса, еще более 360 газовых автобусов марки произведет НЕФАЗ (входит в группу предприятий КАМАЗ). Дополнительно 311 автобусов (270 машин средней вместимости и 41 машина большого класса) поставит белорусский МАЗ. Все автобусы будут работать на газомоторном топливе, преимущественно — сжиженном природном газе, добавил совладелец «Третьего парка» Кирилл Дьяковский. Объем инвестиций в приобретение подвижного состава — около 13,7 млрд рублей.
В ООО «Домтрансавто», которое выиграло два лота комитета по транспорту и будет обслуживать 46 маршрутов, на запрос “Ъ” не ответили. Компания должна приобрести 510 новых автобусов. По словам источников “Ъ”, предприятие связано с группой компаний «Ранд-Транс», подконтрольной сыну руководителя МВД РФ Владимиру Колокольцеву — Александру.
По данным «Федресурса», согласно договору ГТЛК с дилером «Волгабаса» стоимость одного автобуса составляет 11,75 млн рублей, говорит аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк, подчеркивая, что произошло удорожание машин. Контракты выгодны производителям и обеспечивают высокую постоянную загрузку мощностей, отмечает он. «При росте объемов закупок в столичном и других регионах возможен даже дефицит поставок. Есть серьезные сомнения в том, что все поставщики уложатся в ограниченные сроки поставок»,— полагает аналитик.
С ним не согласен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его мнению, производители могут уложиться в указанный срок. В мировом автопроме наблюдается нехватка электронных комплектующих, однако основным пострадавшим стало производство легковых и легких коммерческих автомобилей, некоторые производители были вынуждены временно прекратить их выпуск, напоминает он. Впрочем, производители автобусов, в том числе отечественные, о перебоях с поставками чипов не сообщали.
Согласно условиям договора с комтрансом, автобусы будут использоваться в Петербурге шесть лет. Работа машин после 2028 года будет зависеть от требований города, отмечает господин Юренев, отмечая, однако, высокое качество капитально-восстановительных ремонтов техники. Господин Дьяковский рекомендует установить срок службы автобусов 10 лет, ссылаясь на социальный стандарт транспортного обслуживания населения.