«Неоправданно высокие заработки»
Сколько платили звездам эстрады
45 лет назад, 26 августа 1976 года, Комитет народного контроля СССР сообщил ЦК КПСС, что ситуация с оплатой труда артистов эстрады вызывает массу вопросов. Ведь некоторые из них зарабатывали больше руководителей страны. При этом, несмотря на зрительский ажиотаж, у концертных организаций год от года возрастали убытки.
Из записки первого заместителя председателя Комитета народного контроля (КНК) СССР А. И. Шитова в ЦК КПСС, 26 августа 1976 года.
Комитет народного контроля СССР с участием специалистов проверил работу ряда концертных объединений и коллективов по организации обслуживания населения и ликвидации излишеств в оплате труда отдельных категорий артистов. Выполняя указания директивных органов, Министерство культуры СССР за последние годы осуществило определенные меры по увеличению объема концертного обслуживания населения и упорядочению оплаты труда исполнителей. Концертная деятельность стала одной из наиболее массовых форм в области культуры, выполняет важную роль в воспитании трудящихся.
Вместе с тем, как показала проверка работы «Союзконцерта», «Росконцерта», «Москонцерта» и некоторых других концертных объединений РСФСР, Узбекской и Азербайджанской ССР, в организации концертной деятельности имеется немало недостатков, не устранены в полной мере излишества в оплате труда артистов. Многие исполнители эстрадных жанров по-прежнему имеют заработки, в несколько раз превышающие установленные им месячные оклады. Например, в 1975 году среднемесячный заработок заслуженного артиста РСФСР И. Кобзона составил 3063 рубля, заслуженной артистки РСФСР А. Стрельченко — более 1500 рублей при окладах по 350 рублей. Заслуженный деятель искусств РСФСР И. Набатов во втором квартале прошлого года имел заработок в среднем за месяц 1956 рублей, а заслуженный артист РСФСР Б. Брунов — 1630 рублей при окладах 260 рублей в месяц. (Среднемесячная зарплата в СССР в 1975 году — 133,54 руб., член Политбюро ЦК КПСС имел оклад — 1200 руб. в месяц, министр — 700–800 руб.— «История»).
Неоправданно высокие заработки имеют не только популярные артисты, но и малоизвестные исполнители. Так, по неполным данным, артисты-инструменталисты А. Тартаковский и Е. Выставкин в прошлом году при окладах 130 руб. получали соответственно 560 и 530 рублей в среднем за месяц, артист Э. Кумелан при окладе 90 руб.— 473 рубля, руководитель ансамбля «Голубые гитары» И. Гранов при окладе 150 руб.— 949 рублей в месяц. В «Москонцерте» четвертая часть творческого состава — более 500 человек имели в прошлом году заработную плату в два-четыре раза выше установленных окладов. В Азербайджанской, Красноярской, Рязанской филармониях такие заработки имели до 30 процентов всех эстрадных исполнителей. Наряду с этим выплачиваются значительные суммы артистам, которые длительное время не выступают в концертах.
Одной из основных причин непомерно высоких заработков у многих концертных исполнителей, излишеств в расходовании государственных средств концертными организациями является несовершенство действующей системы оплаты труда артистов. Положением об оплате труда не установлены нормы выступлений для концертных исполнителей. В то же время введено множество, нередко необоснованных, надбавок и доплат к основным концертным ставкам. Предусмотрена, например, надбавка за высокое исполнительское мастерство, тогда как это учтено соответствующими тарифными категориями, окладами и концертными ставками. Расходы, связанные с пребыванием артистов в гастрольных поездках, возмещаются в соответствии с действующим законодательством, тем не менее установлена специальная гастрольная надбавка. Введены также доплаты за совмещения жанров, инструментов, бригадирство и другие — всего 15 таких надбавок. Как показала проверка, надбавки выплачиваются, как правило, в максимальных размерах и составляют значительную часть заработной платы артистов, а нередко превышают их основную концертную ставку.
Большое число надбавок и доплат к концертным ставкам привели к тому, что многим артистам, особенно высшей и первой категории, чтобы заработать тарифный оклад, надо дать всего два-три концерта в месяц. Так, разовая ставка народного артиста СССР М. Магомаева за сольный концерт в двух отделениях на гастролях составляет 145 рублей при окладе 300 рублей в месяц. Таким образом, ему достаточно выступить с двумя концертами, чтобы получить месячный оклад.
В то же время, находясь, например, на гастролях в Свердловской области с 11 по 21 июля 1975 г., он дал 20 концертов — по два сольных концерта в день и получил 2900 рублей, или почти по месячному окладу в день.
Подобные факты не единичны.
О необходимости совершенствования введенной в действие 16 лет тому назад системы оплаты труда концертных исполнителей свидетельствует и тот факт, что за это время Министерством культуры СССР издано 19 приказов и распоряжений, дополняющих, разъясняющих и уточняющих многие ее положения. Все это усложнило применение данной системы и привело к тому, что заработки артистов практически не ограничены.
В ходе проверки коллегия Министерства культуры СССР 14 июня 1976 г. приняла постановление «О мерах по улучшению гастрольно-концертной деятельности эстрадных коллективов и исполнителей». Предусмотренные в нем изменения в условиях оплаты труда концертных исполнителей вводятся в действие с 1 сентября текущего года. Однако это постановление не решает всех назревших проблем организации и оплаты труда артистов эстрадных жанров.
Проверкой выявлены недостатки в работе государственных тарификационных комиссий, которые созданы при органах культуры для тарификации всех концертных исполнителей на основании объективной оценки их профессионального мастерства. В ряде случаев эти комиссии не выполняют возложенные на них обязанности. Государственная тарификационная комиссия при Министерстве культуры СССР утверждена в 1967 году, и с тех пор ее состав не пересматривался, хотя за это время многие члены комиссии выбыли. Заседания комиссии проводятся нерегулярно, нередко в отсутствие большинства ее членов, одновременно обсуждается чрезмерно большое количество дел, что приводит к формальному их рассмотрению. Так, в 1975 году на двух заседаниях комиссии в присутствии 10 из 26 ее членов были приняты решения о тарификации 322 артистов. Нередко решения о тарификации принимаются без творческих характеристик артистов и рекомендаций художественных советов. Не соблюдаются установленные сроки тарификации, повышаются категории и размеры концертных ставок артистам, имеющим и без того высокие заработки. В то же время тарификационная комиссия не приняла ни одного решения о переводе в более низкую категорию или о снижении концертной ставки артистам, частично утратившим творческие и сценические данные, как это предусмотрено положением. Многие артисты тарифицированы приказами заместителей министра вообще без решений тарификационной комиссии. Аналогичные недостатки выявлены в деятельности тарификационной комиссии при Министерстве культуры РСФСР.
В ряде концертных организаций на низком уровне находится финансовая дисциплина. По решению Министерства культуры СССР повышение категорий и концертных ставок артистам допускается лишь в пределах фонда заработной платы; только по месту основной работы разрешено выплачивать заработную плату артистам, выезжающим на гастроли; запрещено привлекать этих исполнителей к сверхплановым выступлениям и выплачивать им гонорар из фонда заработной платы нештатного персонала. Как показала проверка, концертные организации не считаются с этими требованиями. Только 59 филармоний РСФСР в 1975 году выплатили из нештатного фонда артистам за участие в сверхплановых концертах свыше миллиона рублей. В «Москонцерте» в прошлом году в результате повышения ставок 240 артистам фонд заработной платы перерасходован на 50 тыс. рублей, но никто за это не понес ответственности. Выявлены факты незаконных выплат многим артистам «Росконцертом», «Москонцертом», Красноярской, Омской, Татарской, Свердловской, Рязанской филармониями, концертными организациями Азербайджанской ССР.
Нуждается в улучшении система планирования концертной деятельности.
Сейчас в стране действуют 153 концертные организации, в которых работает около 30 тыс. артистов.
Организацией концертного обслуживания населения одновременно занимаются различные ведомства (министерства культуры, Гостелерадио, профсоюзные, комсомольские и другие органы). Министерство культуры СССР не обеспечивает должную координацию всей концертной работы в стране, а также контроль за использованием и загрузкой творческих кадров. Всесоюзное гастрольно-концертное объединение «Союзконцерт», призванное совместно с министерствами культуры союзных республик планировать общесоюзные гастроли, не справляется с этой работой, в результате запланированные гастрольные концерты нередко срываются.
Из полумиллиона концертов, ежегодно проводимых в стране, почти три четверти организуется силами местных концертных организаций. Однако несогласованность в использовании творческих кадров, параллелизм в деятельности концертных организаций, бесконтрольность за работой артистов приводят к тому, что эти концерты часто отменяются. Так, в прошлом году в Омской области не состоялась треть всех плановых концертов, Ярославской — 25 процентов, Свердловской — 20, Азербайджанской ССР — 40 процентов, в Узбекской ССР отменялся каждый восьмой концерт. Такое положение с планированием концертной работы является одной из основных причин того, что за последние пять лет убытки концертных организаций возросли на 346 тыс. рублей и достигли в 1975 году 7,3 млн рублей.
Многочисленные факты срывов концертов подрывают авторитет органов культуры, вызывают справедливые нарекания трудящихся. С возмущением сообщают, например, рабочие Воскресенского химкомбината им. В. В. Куйбышева о том, как во Дворце культуры комбината 21 апреля с. г. был сорван концерт ансамбля «Магистраль» Московской областной филармонии, на который было продано 1500 билетов. Как показала проверка, подобных сигналов немало, но за это никто не несет ответственности.
Наиболее слабым звеном в плановом руководстве концертными организациями является неудовлетворительное применение экономических рычагов управления. На хозрасчетные концертные организации с 1968 года распространено «Положение о социалистическом предприятии». При этом, несмотря на указание Совета Министров СССР, не были должным образом учтены особенности работы творческих организаций. В результате в системе планирования концертной деятельности основными показателями стали количество концертов, объем валового сбора и прибыль. Это привело к ежегодному увеличению числа планируемых концертов без учета имеющихся творческих сил. В таких условиях руководители филармоний не только приглашают к сверхплановым выступлениям гастролирующие коллективы, но и открывают широкий доступ на эстраду непрофессиональным исполнителям.
Необоснованной является действующая система гарантийной оплаты концертов, при которой концертные организации, посылающие своих артистов на гастроли, получают оплату за их выступления независимо от сбора.
В результате концертные организации, направляющие творческие коллективы на гастроли, заинтересованы в повышении стоимости их выступлений и с этой целью без необходимости увеличивают количество исполнителей, административного и технического персонала. Так, за последние пять лет численность творческих работников концертных организаций увеличилась на 19 процентов, а художественно-руководящего, производственно-технического и обслуживающего персонала — на 28 процентов. Например, в штате Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра под руководством М. Магомаева на 59 музыкантов содержатся 26 человек административного и технического персонала, в том числе четыре машиниста сцены, хотя оркестр своего помещения не имеет. Репетиционно-творческую работу этот оркестр проводит в г. Москве. Только командировочные расходы для поездки в Москву артистов и работников административно-технического персонала — постоянных жителей г. Баку — составили в прошлом году 18,6 тыс. рублей.
В ходе проверки принимались меры по устранению выявленных недостатков. Однако для дальнейшего улучшения концертного обслуживания населения необходимо повышение роли Министерства культуры СССР в деле централизации руководства и планирования концертной работы в стране, совершенствование нормирования и оплаты труда артистов эстрадных жанров, развитие подготовки и переподготовки этих кадров, эффективное использование в руководстве концертными организациями экономических рычагов управления.
Комитет народного контроля СССР по просьбе тов. Демичева П. Н. (министр культуры СССР.— «История») направил записку по данному вопросу Министерству культуры СССР…
Из справки заведующего отделом культуры ЦК КПСС В. Ф. Шауро, 3 июня 1977 года.
…В соответствии с поручением Министерство культуры СССР (т. Кухарский) рассмотрело записку КНК СССР и в октябре 1976 года в предварительном порядке информировало о мерах по устранению отмеченных недостатков.
Министерством принят ряд мер по упорядочению оплаты труда концертных исполнителей — проведены заседания тарификационной комиссии, определен новый порядок выплаты гастрольной надбавки за мастерство, совмещение жанров, норм выступлений. Подготовлены нормативные документы, которые определят структуру, тарифные категории и типовые штаты концертных организаций. В порядке опыта часть филармоний и художественных коллективов переведена на конкурсную систему замещения штатных должностей творческого состава.
В настоящее время создана комиссия во главе с заместителем министра культуры СССР т. Кухарским В. Ф. В ее состав вошли руководители московских концертных организаций, деятели искусств, работники партийных и государственных органов. Комиссии поручено в двухмесячный срок подготовить предложения по совершенствованию системы управления и планирования гастрольной деятельностью в стране.
Полагали бы возможным согласиться с мерами, принятыми Министерством культуры СССР…