«Побуждали граждан к противоправным действиям»
Соратников Алексея Навального обвинили как секту
Соратник политика Алексея Навального Иван Жданов опубликовал постановление о привлечении его в качестве обвиняемого по делу о создании организации, побуждающей граждан к противоправным деяниям (ч. 2 ст. 239 УК РФ, максимальное наказание — до трех лет колонии). Такие же обвинения предъявлены господину Навальному и Леониду Волкову. Из документа следует, что активисты создали «преступную группировку», чтобы возбуждать у граждан социальную рознь, политическую ненависть и вражду. Хотя следствие указывает, что «преступные намерения» сформировались у оппозиционеров еще десять лет назад, дело было возбуждено только весной нынешнего года из-за организации не санкционированных властями митингов.
В обвинении речь идет о созданном Алексеем Навальным в 2011 году Фонде борьбы с коррупцией (ФБК; в 2019 году внесен Минюстом в реестр иноагентов, в 2021 году признан экстремистской организацией и запрещен). Как ранее писал “Ъ”, следствие считает, что господин Навальный, его ближайшие соратники Иван Жданов, Леонид Волков и иные неустановленные лица в личных соцсетях и от имени ФБК призывали к участию в несанкционированных митингах в январе 2021 года.
О возбуждении дела стало известно в апреле. Тогда эксперты “Ъ” отмечали, что ст. 239 УК РФ чаще всего применяется против создателей деструктивных религиозных сект. Хотя, например, после протестов в Ингушетии против соглашения об административной границе с Чечней эту статью наравне с организацией массовых беспорядков вменяли членам Ингушского комитета национального единства. Тогда в обосновании следствие указывало, что эти акции представляют угрозу жизни и здоровью участвующих в них граждан.
Подробности обвинения стали известны 12 августа из опубликованного Иваном Ждановым обвинения, которое в тот же день предъявили и Леониду Волкову (оба находятся за границей и объявлены в розыск). Из документа следует, что, создавая ФБК в 2011 году, господин Навальный собирался распространять и популяризовать через него свои убеждения, «в том числе связанные с призывами к совершению противоправных действий». В 2014 году оппозиционер, «полагая, что эффективность преступной деятельности существенно возрастает при ее групповом свершении», решил объединиться с господами Волковым и Ждановым, деятельность которых он координировал, считают следователи. Ивану Жданову он поручил возглавить фонд, а Леониду Волкову — формировать его региональные отделения и управлять ими (вероятно, имеются в виду также признанные экстремистскими и запрещенные региональные штабы Алексея Навального). По мнению следователей, группа соратников политика «отличалась устойчивостью», которая выражалась «в сплоченности и стабильности ее состава» из-за «длительного знакомства соучастников», а их деятельность сопровождалась «конспирацией» и «вуалированием истинных задач». В обвинении также отмечается, что оппозиционеры отличались «четкой согласованностью» действий и «тщательным распределением ролей».
Как полагает следствие, «на протяжении всего периода деятельности» ФБК его работа сводилась к созданию в России условий, способствующих возбуждению у граждан «социальной розни, политической ненависти и вражды» вместо заявленной официально борьбы с коррупцией.
Сообщения и видео с таким контекстом оппозиционеры публиковали в личных соцсетях, на страницах фонда и на связанных с ним YouTube-каналах, и именно из-за этого ФБК в конце концов признали экстремистской организацией, говорится в документе. При этом из предъявленного обвинения до конца не ясно, почему обвинения в экстремизме и создании организации, побуждающей граждан к противоправным деяниям, появились не десять лет назад, а только сейчас.
В документе оппозиционерам вменяются конкретные эпизоды таких призывов — это, в частности, написание твитов и публикация видеороликов с призывом выходить на митинги, которые команда господина Навального организовывала в январе и апреле текущего года. В списке подобных видео значится и расследование «Дворец для Путина», в предисловии к которому активисты рассказывают о задержании Алексея Навального и призывают его сторонников выйти на улицу.
Как ранее сообщал “Ъ”, 23 января, 31 января и 21 апреля во многих российских городах прошли несанкционированные акции в поддержку Алексея Навального, задержанного 17 января в аэропорту Шереметьево по возвращении из Германии, где он проходил лечение и реабилитацию после предполагаемого отравления. В феврале Симоновский суд Москвы признал политика виновным в нарушении условий испытательного срока по делу «Ив Роше» и заменил ему условный срок на реальное лишение свободы (два с половиной года).
Соратники Алексея Навального в разные годы неоднократно обвинялись в организации несанкционированных протестных акций, но ст. 239 вменяется им только в связи с тремя последними митингами.
Следователи подчеркивают, что акции были не только не разрешены, но и прошли в период действия антикоронавирусных ограничений, подразумевающих запрет массовых мероприятий. В постановлении о предъявлении обвинения приведены противоречивые данные о количестве участников январских акций в Москве: указано, например, что 31 января в центре столицы протестовали 2 тыс. человек, но за правонарушения были задержаны почти 2,5 тыс. граждан.
В качестве доказательства вины оппозиционеров следствие также указывает, что 22 января, после первой и перед второй акциями, они в соцсетях обещали правовую помощь задержанным, то есть знали «о противоправном характере планируемых мероприятий». Также в постановлении отмечается, что соратники Алексея Навального создавали «отрицательный образ сотрудников правоохранительных органов» и призывали не подчиняться их требованиям, побуждая таким образом граждан к совершению административных правонарушений. Отметим, что оппозиционеры неоднократно просили своих сторонников не приносить с собой запрещенные предметы и вести себя мирно.