Грузия спасает туризм
Как в закавказской стране пытаются сдержать коронавирус и сохранить индустрию отдыха
В Грузии пытаются сдержать пандемию коронавируса без ущерба для туристической отрасли. С 14 августа в стране на три недели остановят работу общественного транспорта. Также под запретом будут любые массовые мероприятия, включая спортивные. При этом на автобусы и поезда, курсирующие между городами, ограничения распространяться не будут, а заведения общепита будут полностью открыты к посещению лишь до 11 часов вечера. Одновременно с этим Грузия занимает первое место в мире по динамике распространения коронавируса в пересчете на 100 тыс. жителей и на днях обновила рекорд по статистике суточной смертности от COVID-19. Возможно ли нормализовать ситуацию с минимальными ограничениями для туристов? В этом разбиралась Лилия Галявиева.
Сейчас Грузия находится на четвертом месте по популярности у российских туристов — такими данными с “Ъ FM” поделились в онлайн-сервисе Aviasales. И это несмотря на то, что попасть в страну по воздуху возможно только с пересадками в Ереване, Минске или некоторых европейских городах, а средний чек на перелет составляет 19 тыс. руб.
Причем туристы распределены по Грузии неравномерно: прибрежные курорты переполнены, в то время как в центральных регионах страны массового потока гостей не видели последние полтора года, рассказала “Ъ FM” туристка Мария.
«Сегодня мы ночуем в гостинице в Вардзии, это популярный у туристов монастырь. Мы здесь одни-единственные гости. А вчера ночевали в гостевом доме на пять номеров и тоже были там одни. Хотели отправиться в Батуми на поезде, но теперь решили ехать на машине — не только потому, что боимся, что поезд отменят, но и из-за “ковидных” соображений тоже».
Мария начала свое путешествие по Грузии в конце июля — по ее словам, тогда масочный режим соблюдали единицы. Сейчас маски носят практически все. Правда, похоже, не столько из соображений безопасности, сколько из-за страха нарваться на штрафы, продолжает туристка:
«Куда бы ты ни приезжал, первый вопрос: откуда вы? А второй вопрос – это обсуждение темы COVID. А в каких-то отдаленных местах – в Казбеги, например — местные нам задавали вопросы:
«Верите ли вы в COVID? Существует ли он на самом деле? Надо ли вакцинироваться?».
Сейчас оба компонента вакцины от коронавируса получили чуть больше 5% населения Грузии. Опросы показывают, что почти половина граждан делать прививку и не планируют. Причем многие считают, что кампания по вакцинации — это заговор, участники которого преследуют свои корыстные цели — впрочем, какие именно, участники опроса пояснить затрудняются.
И следствие такого отношения — новые рекорды по смертности, говорит собственный корреспондент “Ъ FM” в Грузии Георгий Двали:
«Самое страшное, что больницы переполнены. Сегодня произошла страшная трагедия: молодая женщина на восьмом месяце беременности заразилась COVID-19, у нее случился выкидыш. Врачи не могут удалить плод, потому что некуда положить женщину на операцию».
Сложность заключается в том, что если в коронавирус и вакцинацию жители Грузии не верят, то экономический спад ощущают крайне остро. А поскольку живет страна во многом за счет туризма, то вводить ограничения, которые могут отпугнуть иностранцев, власти не решаются. Поэтому рестораны и бары по-прежнему открыты, а вот работа городского общественного транспорта находится под запретом. И директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович считает это большой ошибкой:
«В Олимпийской деревне в Токио были беспрецедентно жесткие меры, но все равно выявляли зараженных.
То, что власти Грузии выбрали такой половинчатый путь — совершенно точно они не получат ни экономики, ни нормальной эпидемиологии.
Тем более, открытые границы для туристов означают, что будет еще и смешивание штаммов».
Любопытно, что пока власти пытаются привлечь иностранцев на курорты Грузии, некоторые местные игроки туриндустрии, напротив, рекомендуют путешественникам воздержаться от поездок в страну. Правда, судя по запросам в онлайн-сервисах по поиску авиабилетов, россияне к этому призыву, похоже, пока не прислушиваются.