«Шашечники» ждут субботу
Как будет работать рынок московских таксоперевозок с 14 августа
Московское такси в предстоящие выходные может начать дорожать из-за нехватки водителей. К такому выводу пришли опрошенные “Ъ FM” участники этого рынка. С 14 августа в столице начнет действовать комплексная информационная система «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ»). Она будет следить за тем, чтобы водители не перерабатывали, проходили медосмотр, оформляли все нужные документы, оплачивали штрафы и не имели судимостей. Неучтенные в системе работники не смогут получать заказы в том числе через агрегаторы такси.
Опрошенные “Ъ FM” водители успели зарегистрироваться в системе, однако не все из них в итоге смогут выйти на линию по новым правилам:
«Я уже давно зарегистрировался, более 10 дней назад. Особых проблем не было. Мне помогла супруга, потому что индивидуальным предпринимателем и владельцем фирмы является она, а я — водителем на своем автомобиле. Непонятно будет медикам, механикам, непонятно как это будет все выглядеть. Фирма, в которой я обслуживался, пока ставит паузу, отсрочивают на пару дней. На рейсы выходить пока не рискую, потому что номер ID есть, но права выхода нет, так как нет путевых листов. Если будет долгое ожидание, то цены взлетят, предположим, в два раза».
«Я уже давно зарегистрировался. У многих были с этим проблемы, а для меня не составило никакого труда. Может быть, даже повезло. В субботу особо ажиотажа по поводу такси, наверное, не будет. Это увидим уже на следующей неделе — в понедельник, во вторник. Не думаю, что прямо аховые цены будут для пассажиров».
«Подал документы, приходил какой-то один номер. Но у себя в городе в Подмосковье, я не могу выйти на линию, не пройдя механика и медика. И в таком электронном формате, чтобы там где-то что-то отмечалось, в нашем городе вообще таких точек еще нет, никто этого не делает. Думаю, для пассажиров вообще ничего не поменяется, в ближайшее время уж точно. Цена поездки зависит только от алгоритмов».
Изначально КИС «АРТ» должна была заработать в столичном регионе с 1 августа. Однако в конце июля в мэрии заявили, что перенесут эти сроки на две недели «по многочисленным просьбам бизнеса».
Владелец одной из столичных таксомоторных компаний Георгий Серпионов признался, что к 14 августа внести всех водителей в эту систему не получается. В итоге, по его словам, из-за нехватки персонала могут вырасти и цены на поездки в такси:
«У нас немного людей зарегистрировалось, около 15%. Но у нас часть водителей будет на выходных, пока они сделают все это, потом выйдут на работу. Поэтому здесь особой проблемы нет. А вот что касается стоимости поездки, то есть таксопарки, которые работают по арендной схеме, то есть отдают машины в аренду. Думаю, что по логике вещей у этих организаций должны возникнуть какие-то трудности. Потому что компания дает человеку машину, и что он там делает, в какое время работает, неизвестно. То есть не очень понятно, как будет вестись учет времени, по которому он будет работать. Там должно быть не больше восьми часов. А если, допустим, он два часа работает, потом на три отдыхает, потом еще два часа — и вот в таком режиме.
Как это будет учитываться, я не знаю. Соответственно, они, наверное, как-то отпадут. А если они отпадут, то значит, предложение уменьшиться, значит, цена возрастет».
“Ъ FM” обратился за комментариями к представителям крупных столичных агрегаторов такси. В Gett не смогли ответить оперативно, в «Ситимобил» не стали прогнозировать, как изменится стоимость поездок. При этом работающие с компанией водители продолжают регистрироваться в КИС «АРТ», сообщила руководитель пресс-службы «Ситимобил» Полина Ломоносова:
«За последние дни мы видим большое количество людей, которые регистрируются. Мы со своей стороны всячески помогаем водителям, у нас в домах такси пригласили дополнительного подрядчика, который помогает водителям регистрироваться и в том числе партнерам. Также специалисты нашей поддержки работают круглосуточно и отвечают на самые частые вопросы, которые возникают у водителей-партнеров касательно КИС “АРТ” и ее работы.
В субботу система начнет работать полномасштабно. Мы будем смотреть за ситуацией и, конечно, не допустим никакого коллапса такси».
В «Яндекс Go» тоже не стали комментировать возможные изменения цен на такси из-за внедрения КИС «АРТ». При этом некоторым водителям необходимо дополнительное время, чтобы адаптироваться к новым условиям, заявила в беседе с “Ъ FM” представитель агрегатора Ася Паноян:
«Власти Москвы хотят знать, кто находится за рулем автомобилей такси. Основная коммуникация города сейчас направлена на таксопарки и на водителей, которые в них работают. Мы со своей стороны информируем партнеров о том, что такое КИС “Арт”, как можно зарегистрироваться в системе. При этом считаем важным, чтобы у водителей был переходный период внедрения в новую систему, чтобы в моменте они не остались без работы, а пассажиры — без доступа к услугам такси».
Московские власти в середине этой недели отчитались о том, что к системе отслеживания таксистов подключились почти все водители. Как сообщали в департаменте транспорта, речь шла о 75 тыс. человек, которые работают в столице и области.