Сказки для маленьких и больших
Влада Литвинова о театральных постановках для семейного просмотра
На какой спектакль сходить с ребенком, чтобы он не пожалел о том, что его на несколько часов оторвали от любимых гаджетов, да и самому получить удовольствие? Выбираем «правильные» постановки.
«Сказка о царе Салтане»
Большой театр, Новая сцена
Для первого знакомства с серьезным жанром оперы прекрасно подойдет «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Сюжет максимально близок к пушкинскому первоисточнику, его легко поймут дети. Режиссер Алексей Франдетти обошелся с оперой весьма бережно: берег острова Буяна, баба Бабариха и прекрасная Царевна выглядят, как и положено, сказочно. Изобилие роскошных костюмов и необычные декорации. За чудесные превращения на сцене отвечает команда цирковых артистов: коршун и лебедь ведут сражение в воздухе, белка жонглирует золотыми орехами. Театру удалось создать спектакль, который понравится и детям, и взрослым.
«Садко»
Большой театр, Историческая сцена
Любители оперы с нетерпением ждали возвращения в Большой театр режиссера-провокатора Дмитрия Чернякова. Однако вместо радикальных интерпретаций их ждала достаточно традиционная постановка по русской былине. Садко — герой нашего времени: об этом прямо говорят в первые десять минут, а дальше весьма деликатно напоминают. Основное же время можно любоваться прекрасными костюмами и декорациями: в сценографии использованы работы А. Васнецова, И. Билибина, К. Коровина, В. Егорова и Н. Рериха. Сцена морского царства со светящимися рыбками и осьминогами и вовсе достойна новогодней елки. Завзятые театралы от такой классики негодуют, зато детям и бабушкам понравится.
«Лебединое озеро»
Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко
Существует великое множество редакций знаменитого балета, в музыкальном театре представлена историческая постановка Владимира Бурмейстера. Немирович-Данченко убедил хореографа максимально приблизить партитуру к первоначальному замыслу П. И. Чайковского. Бурмейстер внес в спектакль и свои режиссерские новшества: это пролог с похищением девушки и ее превращением в лебедя и эффектная трансформация скалы в крылатого Злого гения.
Именно версия Бурмейстера десятилетиями шла в Парижской опере, была перенесена в миланский «Ла Скала» и Театр Кейптауна. Постановка вошла в золотой фонд русского балета и остается на сцене МАМТ больше 60 лет. В отличие от версии Григоровича, идущей в Большом театре, в постановке Бурмейстера во всей красе сохранены характерные танцы: испанский, неаполитанский, венгерский, польский.
«Сказки с оркестром» в Московской филармонии
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Детские программы Московской филармонии радуют и разнообразием репертуара, и качеством исполнения. Постановки для малышей (есть даже для двухлеток) проходят в зале «Филармония-2» в Олимпийской деревне. Цикл «Сказки с оркестром» в зале Чайковского предназначен для младших школьников и знакомит их с миром классической музыки. В цикл входят субботние и воскресные концерты с чтением любимых сказок в сопровождении симфонического оркестра. В ближайшие месяцы прозвучат «Волшебник Изумрудного города», «Путешествие Голубой стрелы», «Холодное сердце» и «Мэри Поппинс». Текст читают популярные артисты: Марина Александрова, Анна Большова, Дмитрий Назаров и Нонна Гришаева.
«Конек-Горбунок»
МХТ имени А. П. Чехова
Эта постановка завоевала множество престижных наград, среди которых и «Золотая маска» (лучший спектакль в жанре оперетты/мюзикла), и «Хрустальная Турандот» (лучший спектакль сезона). Спектакль для всей семьи создавался при непосредственном участии Олега Табакова. За драматургию отвечали братья Пресняковы, за музыку — группа «Несчастный случай».
Получился веселый и вполне сказочный спектакль: политическая сатира для взрослых и чудесные трансформации для детей. На сцене и Чудо-Юдо Рыба-Кит 12 метров длиной и 5 высотой, и небеса в бездну опускаются, и лодка плывет, и самолет пролетает. Лошади в буквальном смысле в яблоках, братья Данила и Гаврила — стиляги. Массовые сцены поставлены с размахом. Постановка выдержала проверку временем, не растеряв задора и актуальности.
«Буратино»
Малый театр, Основная сцена
Спектакли Малого театра — одни из немногих, на которые можно брать билеты «не глядя». Худрук Юрий Соломин пристально следит за соблюдением классических театральных традиций, понятных и приятных большинству зрителей. А потому свежей премьере — «Буратино» — уже пророчат долгое и счастливое существование на сцене. В основе спектакля сказка Алексея Толстого, которую сам автор таковой не считал, называя «новым романом для детей и взрослых». Из нововведений — песни народного артиста России Александра Клюквина.
Со старшими школьниками можно пойти на бережно поставленную классику: «Горе от ума», «Метель», «Недоросль», «Ревизор». Недавняя премьера — «Мертвые души» в инсценировке Михаила Булгакова.
«Остров Сокровищ»
Московский губернский театр
У театра обширный репертуар — спектакли для взрослых и для детей. В девяти постановках занят Сергей Безруков, художественный руководитель театра. Спектакль «Остров Сокровищ» максимально следует первоисточнику — приключенческому роману Роберта Льюиса Стивенсона. На сцене пиратские разборки, стрельба и погони. Перед началом спектакля в фойе юных зрителей ждут тематические инсталляции и развлечения от аниматоров. В спектакле звучит ирландская народная музыка в исполнении Губернаторского оркестра.
«Инь и Ян»
Российский академический молодежный театр
В рекомендациях этот театр не нуждается — туда смело можно идти на любой спектакль, подходящий по возрасту. «Инь и Ян» по пьесе Бориса Акунина придется по вкусу самым трудным зрителям — подросткам. Спектакль идет в двух версиях: черной и белой. Посмотреть желательно обе — различаются они ответом на главный вопрос любого детектива: кто преступник?
Премьеры
Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац
К началу сезона подготовлено три премьеры: балеты «Три поросенка» и «Карнавал», опера «Красная шапочка». Ироничная постановка «Трех поросят» на музыку Ф. Пуленка рассказывает знакомую историю на новый лад. Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф оказываются рок-звездой, бонвиваном и активным гражданином. Волк меняет отношение к жизни и становится частью поросячьей компании.
Опера «Красная шапочка» Ц. Кюи была посвящена цесаревичу Алексею и предназначалась для домашнего спектакля. На этом и основана сценография спектакля: игрушки из детской становятся полноправными участниками действия.
Возрастной ценз для камерного балета «Карнавал» указан 16+, что необычно для детского театра. Спектакль, поставленный на музыку Р. Шумана и К. Сен-Санса,— это размышление о прекрасной и пугающей схожести природы людей и животных.