Тренды из TikTok
Илья Петрук о том, что сегодня носят подростки
Молодежная среда всегда была индикатором трендов. Субкультуры, социальная повестка, музыка, стилистические приемы — все это если не зарождается, то утверждается в глобальной тусовке молодых и прогрессивных. Чтобы лучше понять подростковые тренды, стоит обратиться к подиуму, потому что некоторые дизайнеры уже начали внедрять их в свои коллекции.
Креативный директор Celine Эди Слиман, еще возглавляя Saint Laurent, ввел моду на узкие джинсы и брюки. Поэтому, когда в весенне-летней коллекции Celine 2022 место скинни-силуэта заняли широкие безразмерные джинсы, многие удивились. Слиман ушел от изжившего себя тренда к тому, что сейчас популярен у большинства подростков по всему миру. Причина единения молодого поколения — TikTok. Эта платформа стала самой быстрорастущей соцсетью по количеству скачиваний, опередив Facebook и WhatsApp, и насчитывает уже более 1 млрд пользователей.
Эди Слиман неслучайно обратил внимание именно на TikTok. Эта соцсеть сейчас диктует правила, по которым не могут жить другие социальные сети. Если Instagram, к примеру, выдает пользователям самые популярные посты, то TikTok модерирует ленту под конкретного пользователя. Именно поэтому эта площадка пестрит трендами: они быстро меняются, а те, что выживают, становятся универсальными у подростков из разных стран. Среди таких трендов и безразмерная одежда. Именно включением в коллекцию свободного силуэта Слиман подчеркнул свое отношение к тиктокерам и их влиянию — оно неоспоримо. Яркие цвета, оверсайз, андрогинность и заимствования из разных субкультур стали отличительными чертами стиля подростков.
Тренды TikTok редко поддаются объяснению. Раньше принадлежность к определенной субкультуре более или менее очерчивала грани стиля: по некоторым маркам, конкретным вещам, силуэтам или цветам можно было понять, к какой касте причисляет себя человек, или хотя бы определить круг его интересов. TikTok как платформа заточен на инклюзивность — места в нем хватит всем вне зависимости от того, какую музыку ты слушаешь, во что одеваешься и какой досуг предпочитаешь. В этом плавильном котле модных течений неизбежно родятся универсальные тренды: современные подростки заимствуют элементы прошлых субкультур, обращаются к ретростилю (1990-е уже стали ретро) и изобретают новые образы, не стесняясь смешивать самые яркие цвета и причудливые силуэты. В мире, где бал правит индивидуальный стиль, осуждать человека за его образ — нонсенс. И понимание этого дарит чувство свободы.
Еще одним трендом, которому следует молодое поколение, стало осознанное потребление. Мода пока еще находится в топе индустрий, наносящих вред планете: из-за перепроизводства и избыточного количества сырья, которое не удается должным образом утилизировать, происходит загрязнение атмосферы. На это обратили внимание представители поколения Z по всему миру, и политика zero waste стала одним из главных трендов TikTok. Прежде чем избавиться от какой-то вещи, стоит попробовать дать ей вторую жизнь через кастомизацию или переработку. Вместо масс-маркет магазина можно отправиться в винтажный бутик, где, скорее всего, удастся найти аутентичную вещь с историей — и опять же подарить ей вторую жизнь. Через заботу о планете подростки пришли к трендам, которые сейчас можно увидеть на подиуме: безразмерные вещи, выловленные в секонд-хендах, очень похожи на широкие джинсы и длинные рубашки из коллекций некоторых современных дизайнеров.
Бешеная популярность TikTok не противоречит тому, что лимитированные кроссовки остаются желанными для молодых людей и девушек, приверженных уличной культуре и актуальной музыке. Модели Yeezy Boost от Канье Уэста или Off-White Вирджила Абло все еще высоко ценятся молодежью. Даже в мире осознанного потребления и винтажа большие марки не утратили своего статуса. Здесь работает знакомый всем принцип причастности к субкультуре: условные свитшот Supreme и Air Jordan на ногах могут подсказать подростку, что за музыка играет у другого в наушниках. В мире уличной культуры вещи — это своего рода клубная карта, определяющая принадлежность людей к особому стилю жизни. Все как в мире деловых встреч и дорогих костюмов — просто больше свободы.
Поп-культура не концентрируется только на блогах и личностях. На волне популярности у подростков вновь оказался скейтбординг. Многие рэперы начали носить Vans и внедрять элементы скейтборд-униформы (если ее можно так назвать) в свой гардероб, скейтбординг даже стал олимпийской спортивной дисциплиной. На фоне этого огромное количество подростков по всему миру либо сами встали на доски, либо добавили в свой стиль вещи из 1990-х, в которых молодые парни и девушки делали свои первые трюки. Шапочки бини, кеды, огромные свитшоты и безразмерные футболки снова заняли прочное место в гардеробе подростков. Скейтбординг стал настолько влиятельным, что даже сын Уилла Смита Джейден в видеолукбуке своей коллекции одежды MSFTSrep 2020 активно использовал элементы скейтерской культуры.
Новое увлечение скейтбордингом не единственное подтверждение тому, что мода циклична даже в среде, где принято пренебрегать устоявшимися правилами. Псевдоностальгия по субкультурам 2000-х стала одним из трендов, которому следуют современные подростки. Заигрывания с готической эстетикой, взлет популярности поп-панк групп и бескомпромиссный отказ от маскулинности все чаще можно встретить в той же ленте TikTok. Вероятно, и элементы моды этого десятилетия вернутся на подиум в переосмысленной дизайнерами форме.
Попытки выявить подростковые тренды лучше всего удаются самим подросткам — остальному миру остается наблюдать, реагировать и брать особенно интересные приемы на заметку. Навязать им что-то невозможно: любые попытки контроля или заигрывания с молодой аудиторией тут же обнаруживаются и поднимаются на смех. Лучше следовать примеру Эди Слимана, который не смотрит на молодых свысока, а открыто признает, что и ему есть чему у них поучиться.
Для подростков, к какому бы поколению они ни принадлежали, характерны отторжение навязанных норм, бунтарство и ощущение безграничной свободы мысли. Однако современным подросткам, кажется, больше свойственно то, что сейчас называют осознанностью: принятие людей, не похожих на других, забота о планете и окружающих, ценность ментального здоровья и рациональное потребление. Остается надеяться на то, что поколение, воспитанное на подобных ценностях, не ограничившись переменами в мире моды, сделает что-то хорошее и для мира в целом.