Возвращение прошлого ВВП
Росстат фиксирует восстановление экономики на докризисном уровне
Росстат оценил рост экономики во втором квартале 2021 года в 10,3%, что чуть лучше ожиданий рынка и Минэкономики. Сделанная производственным методом оценка отражает фронтальное улучшение выпуска в основных секторах, во многом поддерживавшееся ростом кредитной нагрузки домохозяйств и снижением сбережений. Перспективы второго полугодия во многом зависят от бюджетного стимулирования.
По предварительным данным Росстата, экономика России во втором квартале выросла на 10,3% в годовом выражении, тогда как во втором квартале 2020 года ее сжатие составило 7,8%. Такой результат оказался чуть лучше ожиданий Минэкономики (10,1%) и консенсус-прогнозов (9–10%) и, вероятнее всего, окажется даже лучше, когда статистики получат весь набор фактических данных за квартал (уточненная оценка будет опубликована 10 сентября).
Со стороны выпуска основными секторами экономики (текущая оценка сделана производственным методом) во втором квартале наблюдалось фактически фронтальное улучшение показателей. «В то время как рост обработки замедлился, промышленность была поддержана сильным восстановлением добывающей промышленности, а розничные продажи продолжали извлекать выгоду из дальнейшего ослабления вирусных ограничений, благоприятных условий на рынке труда и быстрого роста кредитования. Секторы строительства и недвижимости также выиграли от повышения активности на ипотечном рынке благодаря господдержке»,— отмечают аналитики Capital Economics. С ними соглашаются и в ING, отмечая, что потребительский и строительный сектора стали основой улучшений во втором квартале. По оценке Capital Economics, за второй квартал, с учетом сезонности ВВП вырос на 2,8% против нулевого роста за первый квартал (см. график), что «согласуется с комментарием Центрального банка о том, что ВВП вернулся к своему допандемическому уровню».
О том, что во втором квартале ВВП превысил уровень второго квартала 2019 года на 1,7%, сообщили и в Росстате, из оценок которого следует, что за первое полугодие экономика в годовом выражении выросла на 4,6–4,7% против спада на 3% за весь 2020 год.
Глава Минэкономики Максим Решетников на прошлой неделе говорил о динамике первого полугодия как о позитивной, за исключением июня, когда обнаруживались первые признаки замедления роста ВВП.
Между тем “Ъ” неоднократно отмечал, что в конце второго — начале третьего квартала опережающие индикаторы стали указывать на заметное охлаждение экономической активности, притом что в среднесрочной перспективе консенсус-прогнозы пока не предполагают рост экономики страны темпами выше 2% (см. “Ъ” от 3, 5, 11 и 12 августа). «Рост, вероятно, замедлится в третьем квартале»,— считают аналитики Capital Economics. Впрочем, «возможное смягчение бюджетной политики (расширение прямых бюджетных расходов) в этом году по-прежнему остается вариантом, который может привести к более высоким экономическим показателям в следующих кварталах», полагают в ING. Бюджетное стимулирование может быть увеличено перед выборами, хотя времени для этого осталось немного, а следов подготовки Белого дома к такому шагу нет.
Аналитики и чиновники о ВВП РФ во втором полугодии 2021 года
«Текущая ситуация такая: с одной стороны, экономика восстанавливается, и, несмотря на то что мы перешагнули предкризисный уровень — уровень четвертого квартала 2019 года, возможности для дальнейшего роста остаются. В то же время по итогам июня мы видим первые аккуратные признаки, на которые надо обращать внимание, что все-таки восстановительный рост заканчивается. Начинает заканчиваться — пока мы еще будем расти — и июль, и август, и так далее, но вопрос, который нас беспокоит,— дальнейшие темпы роста»,— пояснял на прошлой неделе ситуацию в экономике и перспективы ее дальнейшего развития глава Минэкономики Максим Решетников. Он предупредил, что к концу года возможно «определенное охлаждение экономики», в том числе на фоне открытия зарубежного туризма, запрет на который поддерживал внутренний спрос.
Аналитики Capital Economics, комментируя краткосрочные перспективы динамики ВВП РФ, предполагают: «Рост, вероятно, замедлится в третьем квартале, поскольку восстановление в секторе гостеприимства угасает, а третья волна вируса в июле немного ослабит сектор услуг, ориентированных на граждан. При полной вакцинации 20% населения экономика останется уязвимой для вспышек новых вирусов. Мы обеспокоены отсутствием восстановления реальных доходов населения»,— отмечают в Capital Economics. В ING добавляют, что продолжению роста экономики во втором квартале будет способствовать ослабление ограничений ОПЕК+ (хотя динамика спроса на энергоресурсы на фоне роста заболеваемости в Азии неопределенна), а также предвыборные социальные выплаты семьям с детьми, хотя дальнейшая динамика спроса будет находиться под негативным влиянием высокой инфляции, жесткой монетарной политики и ужесточения надзора за необеспеченным кредитованием. Рост в строительстве, ожидают аналитики банка, также снизится в результате свертывания госсубсидирования ипотеки, а перспективы производства, ориентированного на инфраструктуру, также под вопросом, учитывая недавнее решение отложить дополнительные госинвестиции из суверенного фонда (в ING ждали их на уровне до $10 млрд в год начиная с 2021 года) до 2022 года.