COVID-19 пересчитывает показатели
Почему растет смертность от коронавируса
В России на протяжении недели росла смертность от коронавируса. Показатель побил рекорд за всю пандемию и вызвал вопросы вирусологов. Парадокс заключается в том, что показатели заболеваемости при этом не демонстрировали особого роста. В сутки оперштаб фиксировал около 800 смертей при приросте заболевших в 22 тыс. В США, например, заболеваемость в пять раз больше, а смертность, наоборот, меньше — около 600 человек ежедневно. В причинах этой аномалии разбирался Иван Якунин.
Подозрения закрались, когда за последний месяц оперштаб четыре раза публиковал одни и те же цифры по смертности — 799 человек. Совпадение ли, что показатель никак не мог перейти, возможно, психологическую отметку в восемь сотен? Потом и этот рубеж был преодолен, и в стране три дня подряд ставились новые рекорды. Ежедневный показатель смертей дошел до отметки в 819 человек, что при заболеваемости в примерно 20 тыс. человек довольно большой результат.
Специалисты бросились объяснять, что смертность нельзя сопоставлять с заболеваемостью день в день — нужно брать прирост хотя бы двухнедельной давности. Но и там не нашлось объяснения: заболеваемость падает с середины июля. Первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко убежден, что есть более честный способ узнать коронавирусную статистику:
«Ориентироваться в первую очередь нужно на избыточную смертность, которую Росстат публикует. И если мы возьмем от избыточной смертности процентов 80-90, во всех странах примерно такой процент отводят на COVID, то мы, соответственно, можем посчитать заболеваемость, учитывая, что летальность от соответствующих штаммов все равно около 1%. У нас же по текущей ситуации летальность получается 4% с лишним, что означает минимум двойной неучет заболеваемости».
В оперштабе неоднократно заявляли, что не манипулируют официальной статистикой. И их данные, и подсчеты Росстата вице-премьер Татьяна Голикова называла достоверными, объяснив расхождение тем, что штаб пользуется оперативными сводками без результатов вскрытия, а постфактум может скорректировать данные, если экспертиза обнаружит у погибшего пациента новый диагноз.
Возвращаясь к российской аномалии, помимо версии с неполной статистикой есть и вполне научное объяснение. Его озвучил заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН Константин Северинов: «Это прямой эффект недостаточного количества вакцинированных. Самое чистое сравнение можно провести с Англией, где 65% людейпривито против 20% в России. В Великобритании ежедневно заражается более 50 тыс. человек, а умирает меньше 150 при разнице по летальности почти что в 10 раз. При этом и у них, и у нас инфекция происходит за счет штамма "дельта"».
По официальным данным, в России двумя компонентами привито 32 млн человек — это действительно чуть больше 20% всего населения. 6 млн переболели — это еще 4%. В сумме никак не получаются заветные 80%, при достижении которых формируется популяционный иммунитет и пандемия прекращается. Глава ВЦИОМ Валерий Федоров говорит, что есть несколько причин, из-за которых россияне не делают прививку:
«Вообще общее настроение такое: подождать, посмотреть. Если ядро так называемых антипрививочников — процентов 15 от общей численности населения, то основная часть тех, кто не вакцинируется, это не антипрививочники, а выжидающие. И тут у каждого свои фобии. Выжидающее настроение меняется, когда твои родственники сильно заболели, может быть, даже покинули этот мир; тем более в условиях растущего социального давления.
Когда люди видят, что все кругом начинают вакцинироваться, их мотивация сделать то же самое растет».
Но пока этого не происходит. Сергей Собянин, например, наоборот, отменил требование об обязательной удаленке для сотрудников московских фирм. Такими темпами к осени ситуация может оказаться еще хуже, прогнозирует научный журналист Алексей Водовозов: «Вирус будет и дальше изменяться. Если прослойка непривитых будет довольно большой, то мы будем наблюдать появление новых вариантов, которые все более эффективно заражают людей — это первое. И второе — все более эффективно убегают от вакцинного иммунитета. Я не думаю, что отпуска так сильно прям скажутся на показателях, скорее скажутся те ограничения, которые люди сами с себя сняли: про маски уже забыли, про социальную дистанцию забыли. И эти волны будут продолжатся не то что бесконечно, конечно, но довольно долго».
Осенью действительно ожидают очередной рост заболеваемости. Ученые Санкт-Петербургского политехнического университета составили математическую модель, согласно которой пик в Москве придется на сентябрь. Но если санитарные нормы будут соблюдаться хуже, заболеваемость может начать расти уже в конце августа.