ФАС пройдется по наценкам
На ком отразится регулирование стоимости продуктов
Федеральная антимонопольная служба намерена бороться с растущими ценами на продукты законодательно. В ФАС планируют ограничить наценку торговых сетей — орган готовит соответствующий законопроект, пишет Forbes. Опрошенные “Ъ FM” участники рынка ритейла предупреждают, что отрегулировать добавку к себестоимости в рамках рыночной экономики невозможно. Придут ли к компромиссу продуктовые сети и ФАС в вопросе наценки? И кто в итоге за это заплатит? Об этом — Александр Мезенцев.
Проблема с ростом цен на товары обострилась еще в декабре прошлого года — тогда правительство боролось с подорожанием сахара, подсолнечного масла, муки и хлеба договором с производителями. Те согласились не повышать цены взамен на компенсацию от государства.
Вновь на подорожание базовых продуктов Владимир Путин обратил внимание в июле и попросил ФАС, Минпромторг и глав регионов активно мониторить ситуацию. Как раз ценообразованием в антимонопольной службе заинтересовались на днях и сразу организовали внеплановые проверки в крупнейших сетях. Неожиданно пришли в офисы X5 Retail Group, «Магнита» и «Ленты». Компании заподозрили в картельном сговоре и пригрозили штрафом в 15% от годовой выручки, а она за прошлый год у всех этих сетей составила свыше 4 трлн руб.
В тот же день ФАС объявила о намерении законодательно скорректировать торговую наценку на продукты, по данным источников Forbes, чтобы «повысить прозрачность». На совещании присутствовали и крупные ритейлеры. Но в «Азбуке вкуса», X5 Retail Group и «Магните» на запрос “Ъ FM” не ответили, а в «Ленте» отказались от комментариев.
Эксперты рынка ритейла уверены: специалистам ФАС придется разобраться в 30 тыс. позиций продуктов, чтобы взять механизм под контроль. Иначе унифицировать наценку невозможно — против этого играют разные форматы магазинов, географическое положение, сезонность и многие другие причины, говорит председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов: «Разные форматы магазинов, у них разная наценка. Опять же, у нас есть северные территории, в которых логистика достаточно серьезная.
Каким образом можно унифицировать наценку для жесткого дискаунтера, для премиум-магазина? Априори невозможно.
Либо мы возвращаемся к "совку" и делим страну на три зоны, и, соответственно, по всей стране продается один вид консервов по одной цене».
По данным ФАС, наценка, например, на пшено составляет 44%, на чай — 40%, а на ржаной хлеб — 30%, а это, по мнению службы, серьезно для социально значимых товаров. Однако попытка судить по средним показателям наценки необъективна, уверен глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Многие страны пробовали регулировать наценки на отдельные виды товаров, наценки в целом. Любая форма регулирования приводит к тому, что цены растут. Говорить о регулировании в практической плоскости, я надеюсь, нам все-таки не придется. У правительства сейчас есть все необходимые инструменты для контроля над ценами».
И все же антимонопольщики будут ждать от крупных сетей стратегий по ограничению наценки. На неделе, по утверждениям Forbes, представителей магазинов ждет очередное обсуждение. Некоторые производители и поставщики в предложении ФАС увидели тревожный сигнал. Не исключено, что установка минимальной наценки скажется на условиях их взаимодействия с торговыми сетями, отмечает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин:
«Планы ФАС касаются так называемых товаров социально значимых. Проблема вся в том, что сам по себе список социально значимых товаров давно уже устарел — к ним относится мясо на кости и не относится бескостное, при том что многие позиции мяса на кости стоят в разы дороже, чем бескостное мясо. Если на что-то установят какие-то предельные цены или наценки, значит, сеть отыграется на других товарах. Там, где сети, давить на поставщиков, можно, конечно, но если последние будут работать в убыток, то будет сокращаться производство и не будет инвестиций».
Однако проконтролировать наценку на отдельные виды продуктов все-таки возможно, полагает президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев. Некоторые поставщики в итоге могут даже оказаться в плюсе.
«Есть гораздо более простой способ отрегулировать все наценки — просто бежать в сети и ставить ценник от поставщика и конечный ценник, чтобы сам покупатель мог видеть их наценку.
Если она будет сведена к разумному минимуму, который позволяет сетям продолжать свою деятельность, объем продаж возрастет. Сети заберут часть рынка неорганизованной розницы, и поставщики, которые с ним работают, при этом выиграют»,— резюмирует Корнев.
Кстати, во внимание ФАС попало ценообразование не только продуктовых сетей. В международном антиконкурентном сговоре заподозрили ЦУМ — якобы там завышают стоимость люксовых товаров. В управляющей компании Mercury происходящему очень удивились, ведь антимонопольная служба уже проверяла компанию в 2019 году.