Водный трамвай хочет войти в одну реку дважды
Частные компании пытаются адаптировать идею «Аквабуса»
Запущенные в начале августа регулярные водные перевозки в центре Петербурга перевезли около 1,5 тыс. человек за неделю работы, сообщили в комитете по транспорту. Рейсы выполняются ежедневно в дневное время, самыми популярными точками стали причалы у Кунсткамеры и Адмиралтейства. Это первый регулярный коммерческий маршрут по воде, и частные перевозчики ожидают конца навигации, чтобы определиться с возобновлением поездок в следующем году.
С 7 августа Ассоциация владельцев пассажирских судов и входящие в нее судоходные компании (ООО «Нева Тревел Компани», ООО «Драйвер», ООО «Смольнинское пароходство», ООО «Аква-Экскурс», ООО «Северная Венеция») перевезли более 1 тыс. человек на пилотном проекте регулярного кольцевого маршрута водного транспорта в центре Петербурга «Невский маршрут», сообщили “Ъ” в комитете по транспорту, со ссылкой на данные за пять дней. По сведениям ассоциации, с 7 по 14 августа перевезено около 1,5 тыс. человек. Одно судно может перевозить 25 или 40 человек (в зависимости от судна загрузка составляет 50%, ограничения введены из-за пандемии). По маршруту ежедневно с 11:00 до 19:00 с интервалом в 30 минут курсируют три однопалубных пассажирских судна с крытым салоном. Таким образом, в среднем за прошедшую неделю в день сервисом могло воспользоваться около 200 человек, а суда совершили 5–8 рейсов с полной загрузкой.
Маршрут проходит через основные туристические причалы — на Мытнинской набережной, у Летнего сада, на Петровской и Арсенальной набережных, у Кунсткамеры и Адмиралтейства. Стоимость за полный круг движения судна — 700 рублей, за один из участков — 100 рублей. Это почти в два раза дороже разового проезда на общественном транспорте.
«Для нового маршрута в дождливый август пассажиропоток хороший. Но мы ожидаем конца октября и завершения навигации, чтобы принять решение о запуске рейсов на регулярной основе. Пока обсуждается только дневной формат работы, ночью нет трафика и музеи закрыты»,— заявили в комитете, добавив что самые популярные причалы — около Кунсткамеры и Адмиралтейства. Чаще всего пассажиры совершают поездки на отрезке кольцевого маршрута, полный круг покупали реже. По наблюдениям “Ъ”, рейсы совершаются, даже если пассажиров нет.
Протяженность внутренних водных путей в Санкт-Петербурге составляют 57 км. Идея водного трамвая появилась во время губернаторства Валентины Матвиенко (2003–2011 годы). С 2010 по 2015 год в сезон навигации в Петербурге осуществлялись регулярные перевозки «Аквабусом», но позже из-за постоянных дотаций из бюджета (около 100 млн рублей) от него отказались.
Продолжительность навигации 2020 года составила 141 день (в 2019 году — 216 дней). В прошлом году судоходными компаниями, входящими в Ассоциацию владельцев пассажирских судов (около 85% флота), перевезено 312 тыс. пассажиров по скоростным маршрутам и 822 тыс. пассажиров по экскурсионно-прогулочным маршрутам. Показатели сильно сократились на фоне запретов рейсов из-за коронавируса и снижения туристического потока в город. На этом фоне президент ассоциации Владимир Родионов обращался к властям с просьбой рассмотреть возможность господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства, перевозящих пассажиров внутренним водным транспортом в Петербурге. Однако прямая поддержка транспортным компаниям не последовала.
Окупаемость нынешнего проекта без бюджетной субсидии в Смольном не комментируют. Исполнительный директор ООО «Нева Тревел Компани» Юрий Набатов отмечает, что, как и любой новый маршрут, на первом этапе проект низкорентабелен. «Если по итогам года транспортная составляющая, как и туристическая, будет пользоваться популярностью, продление маршрута на следующий год допустимо»,— говорит он. Помимо маркетинга и топлива, гораздо большие затраты идут на фонд оплаты труда экипажей и команды проекта, текущее обслуживание флота, разработку программы для продажи билетов и за пользование городской причальной инфраструктурой, добавляет он. Желательно, чтобы в будущем в среднем маршрутом пользовалось не менее 300 пассажиров в день, оценивает господин Набатов.
В Едином центре водного туризма (объединяет несколько судоходных компаний, площадка продажи билетов) запрос “Ъ” не прокомментировали. Генеральный директор «Драйвера» Дмитрий Беленовский называет проект экспериментом и подчеркивает, что данные по пассажиропотоку на регулярных водных маршрутах Невы устарели, поэтому понадобился пилотный запуск для изучения трафика. «Затраты на организацию не превысили 100 млн рублей. Нам необходимо понять, сколько человек воспользуется "Невским маршрутом" к 1 октября. Безусловно, это в первую очередь развлечение для туристов, и Смольный не будет их субсидировать. Рентабельность проекта, а также дополнительные способы монетизации можно будет точно посчитать только после исследования пассажиропотока»,— поясняет он.
Основная цель судоходных компаний — предостеречь комитет по транспорту от повторения ошибок, допущенных при работе «Аквабусов», заключает глава Ассоциации владельцев пассажирских судов Владимир Родионов.