Гильотина отсекла буксиры
Новое регулирование оставило морские порты без вспомогательных судов
Как выяснил “Ъ”, судовладельцы с начала года не могут получить новые лицензии для деятельности по буксировке в морских портах. Проблема в том, что прежний порядок отменен из-за «регуляторной гильотины», а новый может вступить в силу только с марта 2022 года. Проблема коснулась компаний, которым нужно оформить лицензию на новые буксиры, переоформить ее или привлечь такой флот из-за рубежа. Участники рынка просят правительство ускорить вступление в силу нового порядка лицензирования.
“Ъ” ознакомился с коллективным письмом от 2 августа в адрес первого вице-премьера Андрея Белоусова от лица сервисных компаний, в том числе сервисной компании «Дело» и «Флота НМТП» (Новороссийск), «Буксира» (порт Мурманск), «Альянса» (Петербург, Выборг, Мурманск и Калининград) и «Северного альянса» (Петербург), а также с письмом на имя премьера Михаила Мишустина Ассоциации морских торговых портов (АСОП). В письмах говорится, что задержка вступления в силу акта, который должен прийти на смену попавшему под «регуляторную гильотину» постановлению правительства о лицензировании буксировки морским транспортом, создала пробел в 14 месяцев, препятствующий этой деятельности.
В рамках «регуляторной гильотины» с 1 января утратило силу постановление правительства «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», распространяющееся в том числе на подлежащую обязательному лицензированию буксировку морским транспортом.
Необходимая для лицензирования нормативная база содержится в другом постановлении, но оно вступает в силу только с 1 марта 2022 года. В промежутке ни получить лицензию на новый буксир, ни внести изменения в действующую нельзя.
Отсутствие регулирования на столь длительный срок, пишет АСОП, фактически парализовало данные сферы деятельности и, по мнению ассоциации, недопустимо. В «правовой вакуум», вторят буксировщики, попали все организации, осуществляющие деятельность на морском и внутреннем водном транспорте. При этом, отмечается в коллективном письме, заблокирована и перевозка морем и внутренним водным транспортом опасных грузов, которая регулируется все теми же нормативными актами. В FESCO подчеркнули, что компания не может переоформить лицензии, необходимые для перевозки опасных грузов, «в связи с отменой действующего положения о лицензировании»: в компании предлагают, чтобы новые акты вступили в силу с 1 сентября.
Проблема не коснулась тех, у кого в этот срок не возникло необходимости оформлять или менять лицензию. В частности, как сообщили “Ъ” в Туапсинском морском торговом порту (входит в Первую портовую компанию Владимира Лисина), там буксировка осуществляется на основании бессрочной лицензии. В Управляющей портовой компании (подконтрольна УГМК) также не столкнулись с проблемами, поскольку имеют действующие лицензии. Но наличие сложностей в отрасли и ведомствах признают, противников лицензирования обнаружить не удалось.
Главная загвоздка — в норме ФЗ-247 об обязательных требованиях, согласно которой содержащие такие требования нормативные акты могут вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября, при этом не ранее 90 дней с момента опубликования.
Постановление №1243 было опубликовано только 21 июля, что исключает сентябрь этого года.
АСОП в своем письме предлагала выход в том, чтобы решением правительства ввести мораторий на лицензирование и проведение проверок лицензий до вступления в силу нового документа. Сервисные компании предлагают другой вариант: изменить постановление №1742, отменяющее в том числе и прежний документ, так, чтобы он утрачивал силу только с 1 марта 2022 года. Департамент транспорта правительства 13 августа поручил Минтрансу и другим ведомствам рассмотреть письмо и в кратчайшие сроки внести проект постановления. В Минтрансе от комментариев отказались.
Надежда Малышева из PortNews отмечает, что проблема касается не только новых буксиров, но и привлекаемых из-за рубежа для перевозки негабаритных грузов или строительных работ, прежде всего на Дальнем Востоке. Для этого часто их необходимо перевести под флаг РФ и получить лицензию, что сейчас невозможно. Юрист Элеонора Чернявская оценивает ущерб, нанесенный столь длительной паузой в выдаче лицензий, как многомиллионный, говоря о ежедневных убытках в виде потери фрахта, оплаты стоянки судов, зарплат экипажу и других расходов.