После апоковидуса
Последствия коронавируса все больше тревожат специалистов
В понедельник Роспотребнадзор официально предупредил об опасности так называемого постковидного синдрома. Ведомство заявило, что треть переболевших не возвращаются к привычному состоянию даже через три месяца после выздоровления. Впрочем, “Ъ” обнаружил пациентов, которые «не пришли в себя» даже год спустя. В Минздраве таким гражданам предлагают пройти углубленную диспансеризацию; ведомство признает, что вопрос постковидной реабилитации «сложный» и требует комплексного подхода с участием различных специалистов. Пациенты жалуются на отсутствие диагноза и просят разработать «стандарт лечения».
Около трети переболевших COVID-19 не могут вернуться к прежнему образу жизни даже через три-четыре месяца после выздоровления, сообщили в понедельник в Роспотребнадзоре со ссылкой на руководителя отдела клинических исследований ФБУН ЦНИИЭ эпидемиологии Хадижат Омарову. Постковидный синдром не дает людям «полноценно ухаживать за собой и совершать повседневные дела», говорит госпожа Омарова, что существенно снижает качество их жизни. Большинство пациентов, перенесших легкую форму коронавируса, возвращаются к нормальному состоянию примерно через две недели после выздоровления; при среднетяжелой и тяжелой форме — через три-шесть недель. В среднем постковидный синдром проходит в течение полугода, но может сохраняться намного дольше. Некоторые пациенты сообщают, что не восстановили здоровье и через год.
Постковидный синдром внесен в международный классификатор болезней МКБ-10 (код U09.9 — «Состояние после COVID-19 неуточненное»). Речь идет о жалобах и симптомах, которые развиваются во время или после COVID-19 и продолжаются более 12 недель, говорит главный внештатный терапевт Минздрава России, директор НМИЦ терапии и профилактической медицины Оксана Драпкина.
Впрочем, единого понимания клинической картины постковидного синдрома нет, уточняет эксперт.
Согласно памятке Минздрава, у 20–30% в рамках постковидного синдрома возникают осложнения в виде тромбозов, у 31,7% — одышка, у 13,5% — кашель, еще 12,7% жалуются на боли в груди и тахикардию. По другим данным, среди часто встречающихся проявлений синдрома — усталость (78% участников российского исследования), недомогание после физических нагрузок (71%), когнитивные дисфункции (57%), неспособность работать (68%). При этом синдром хронической усталости и депрессия чаще встречаются у женщин, добавляет эксперт. Их вызывает, в частности, повреждение вирусом нейронов в передних отделах лобной и височной доли головного мозга.
Терапевт, врач-профпатолог «СМ-Клиники» Екатерина Романова добавляет, что симптомы постковидного синдрома многочисленны и проявляются у всех по-разному. Это происходит, поскольку COVID-19 воздействует не только на дыхательную систему, но и на сердечно-сосудистую, нервную, эндокринную, иммунную системы, а также органы пищеварения, зрения и когнитивные функции. «Соответственно, любое ухудшение состояния здоровья, даже незначительное, может свидетельствовать о последствиях перенесенного COVID-19»,— говорит госпожа Романова.
Для профилактики синдрома Минздрав рекомендует переболевшим пройти углубленную диспансеризацию, которая стартовала в России с 1 июля. В первую очередь это могут сделать россияне, имеющие два и более хронических неинфекционных заболевания из списка, приложенного к приказу Минздрава. Туда вошли болезни сердца и сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет второго типа, хронический бронхит, а также последствия инсульта и хронической ишемии мозга. В приказе уточняется, что граждане, перенесшие COVID-19, но не имеющие хронических заболеваний, также проходят углубленную диспансеризацию в приоритетном порядке. Они могут пройти диспансеризацию не ранее чем через 60 дней после выздоровления.
“Ъ” попросил Минздрав объяснить правила диагностики и маршрутизацию пациентов с постковидным синдромом. По словам Оксаны Драпкиной, диагностика строится на учете клинических признаков заболевания и наличия в анамнезе острого эпизода COVID-19. «Реабилитация пациентов с постковидным синдромом осуществляется как в амбулаторных, так и в стационарных условиях — в зависимости от выраженности проявлений. Вопрос постковидной реабилитации сложный и требует комплексного подхода с участием различных специалистов: кардиологов, пульмонологов, неврологов, психологов, психиатров»,— пояснила она. В департаменте здравоохранения Москвы добавили, что для всех переболевших COVID-19 с 9 августа в павильонах «Здоровая Москва» началась углубленная диспансеризация. Врачи советуют проходить ее не ранее чем через два месяца после перенесенного заболевания. Впрочем, пройти дополнительное обследование могут и те, у кого нет официального подтверждения заболевания.
Однако большинство пациентов, обнаруживших у себя проявления постковидного синдрома, все еще вынуждены лечиться самостоятельно.
Алексей Демин из Тамбова перенес коронавирус в мае 2020 года и до сих пор «не пришел в себя». «Порой кажется, что организм живет своей жизнью»,— рассказывает он “Ъ”. Господин Демин утверждает, что через полтора месяца после выздоровления у него начались паросмия (искажение запахов), проблемы с ЖКТ, панические атаки и тахикардия. Он обращался к неврологу, кардиологу и гастроэнтерологу. По его словам, специалисты выписывали лечение, но диагноз «постковидный синдром» так и не поставили.
У Оксаны Антонюк из Санкт-Петербурга сразу после болезни (декабрь 2020 года) повысилось артериальное давление, начались панические атаки и когнитивные дисфункции — нарушенная концентрация внимания, периодическая дезориентация в пространстве, затрудненное запоминание, усталость. Возникли проблемы с почками. По словам госпожи Антонюк, она обращалась к кардиологу и неврологу в частном порядке, так как в поликлинику сложно попасть из-за очередей; кроме того, был страх заразиться. Делать анализы и лечиться ей приходится за свой счет.
Ольга Бойкова из Ярославской области выздоровела меньше месяца назад. Сейчас у нее частично отсутствуют обоняние и вкус, а также обострился хронический полиартрит, проявляющийся болью в суставах. Участковому терапевту, закрывая больничный, госпожа Бойкова сообщила об аносмии. Врач порекомендовал обонятельный тренинг — вдыхать почаще запахи, которые начинают «хоть как-то ощущаться».
В начале июня “Ъ” рассказывал о петиции с требованием разработать стандарт по лечению и помощи пациентам с постковидным синдромом, которую сообщество переболевших COVID-19 граждан направило в Минздрав. Тогда ее подписали полторы тысячи человек, сейчас к кампании присоединились почти 35 тыс. россиян.