Ил-112В не выдержал испытаний

Были ли у летчиков шансы покинуть самолет

Весь экипаж Ил-112В погиб после авиакатастрофы в Подмосковье. Опытный образец нового российского военно-транспортного самолета утром 17 августа рухнул рядом с аэродромом Кубинка. Машина выполняла тренировочный полет. По предварительной версии самолет упал из-за пожара в правом двигателе. Однако следователи проверяют и другие причины. Что известно об Ил-112В? И были ли у летчиков шансы спастись? Подробности — у Владимира Расулова.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Ил-112В — это третий после Sukhoi Superjet-100 и МС-21 небоевой самолет, который полностью спроектировали в России. Разработанный еще в 90-е двухдвигательный турбовинтовой аппарат впервые поднялся в небо в марте 2019-го. Правда, тогда Министерство обороны не устроила его грузоподъемность, и проект решили доработать. Испытания возобновились в марте 2021-го. Самолет взлетел второй раз и провел в воздухе примерно полчаса без каких-либо сюрпризов.

13 августа опытный образец Ил-112В прилетел с воронежского завода в подмосковный Жуковский, а утром 17-го отправился в Кубинку. Однако при заходе на посадку борт вдруг начал крениться, упал примерно в 1,5 км от взлетно-посадочной полосы, а при ударе о землю взорвался. В сети появились кадры падения. На них видно, что один из двигателей загорелся в воздухе. Машину, призванную заменить устаревшие советские Ан-24 и Ан-26, способную перевозить воздушный десант, вооружение, легкую военную технику и другие грузы массой до 5 тонн, планировали показать на форуме «Армия-2021».

Что известно об Ил-112В

Смотреть

Впрочем, вряд ли эта авария говорит о недостаточном качестве нового самолета, считает майор ВВС, летчик-инструктор Андрей Красноперов: «То, что случилось, не является определяющим фактором того, плохой самолет или хороший. Любой летчик ничего не сделает, если управление идет по крену самолета, поскольку у него есть только элероны, руль высоты и руль направления. И когда один из этих элементов повреждается, шансов исправить ситуацию нет. В данной ситуации, скорее всего, повредилось управление элеронами, судя по вращению, что-то перегорело».

Вместе с Ил-112В погиб и весь его экипаж. Командовал им летчик-испытатель и герой России Николай Куимов. Он был шеф-пилотом Ильюшина с начала 90-х и за свою жизнь освоил и испытал более 35 типов самолетов, в том числе специальный Ил-96-300ПУ для президента России. Информагентства сообщали, что, управляя падающим Ил-112В, экипаж до последнего пытался спасти самолет и уводил его от жилых домов. Местные жители в итоге не пострадали.

При этом пилоты транспортной авиации не могут катапультироваться при аварии — для спасения у них есть только парашюты, и в этом случае практически не было шансов покинуть машину, считает заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор и заслуженный военный летчик России Владимир Попов: «Была малая высота, и они физически выпрыгнуть не могли: во-первых, парашют просто не успеет раскрыться, а, во-вторых, в системе управления еще что-то отказало, по элеронам его начинало разворачивать, кренить и даже практически переворачивать. Летчики борются за выживаемость, за сохранение горизонтального полета.

Вывезти нужно было, не успели — дефицит времени такой большой, что им, наверное, даже не хватило секунды, чтобы подумать о покидании самолета».

Следственный комитет после крушения Ил-122В возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Силовики начали изымать предполетную документацию и образцы топлива на летно-испытательной базе компании «Ил» в Жуковском. Следователи и криминалисты рассматривают две версии случившегося — техническую неисправность и ошибку пилотирования.

Впрочем, их можно проверить только с помощью бортовых самописцев, говорит кандидат технических наук, авиаконструктор Вадим Лукашевич: «Ключом ко всему будут черные ящики, которые сохранились, речевой самописец, где слышны все переговоры летчиков в кабине пилотов. Мы с вами видели пожар, а, может быть, проблема возникла раньше, на минуту-три. Соответственно, вся телеметрия, которая была, все летные параметры фиксирует самописец, включая работу каждого двигателя, температуру, обороты и так далее».

Крушение Ил-112В стало второй за неделю катастрофой для отечественной авиации. 14 августа в Турции разбился принадлежащий Минобороны пожарный самолет-амфибия Бе-200. На борту находились восемь человек — пятеро российских военнослужащих и трое представителей турецкого министерства лесного хозяйства. Все они, как и пилоты Ил-112В, тоже погибли.

Вся лента