Перевозчикам навязывают льготы
Власти заставят транспортные компании перевозить по социальным проездным
От обслуживающих городские автобусные маршруты в Саратове перевозчиков требуют заключить соглашение на перевозку региональных льготников. Об этом заявил глава Саратова Михаил Исаев. Отказ возить жителей города по социальным проездным перевозчики объясняют тем, что компенсация рассчитывается из тарифа 11 руб. за поездку вместо 23 руб. Перевозчики и юристы высказались против принуждения. Они напоминают, что более трех лет работают по нерегулируемым тарифам, которые устанавливают сами, и заставить заключить тот или иной договор их никто не может. Власти рассчитывают решить вопрос до 20 августа.
В Саратове от компаний-перевозчиков требуют заключить договоры на обслуживание льготных пассажиров либо отказаться от обслуживания автобусных маршрутов. Такое условие на совещании в администрации Саратова им поставил глава города Михаил Исаев. Поводом для встречи с участием перевозчиков, представителей министерства транспорта и дорожного хозяйства, а также министерства труда и соцзащиты стали жалобы жителей города на отказ водителей автобусов везти их по льготному проездному.
На совещании стало известно, что по 60 городским автобусным маршрутам не заключены соглашения на перевозку льготных категорий. Так, у ООО «Пассажиртранс — 1» заключены договора на маршруты №2Д, 20, 22, 28, 36, 38, не заключены — на №14, 26, 55А, 83, 99. ООО ТК «Дилижанс-2» имеет договор на 90-й маршрут, не имеет — на №8, 13, 42, 93. ИП Аверкиев заключил договор на автобусы №6, 18Д, не имеет соглашений по маршрутам №42К и 80. У ИП Лисин есть договоры на 49-й, 75-й автобусы, но отсутствуют соглашения по 108-му и 230-му. АО «Петровское АТП» заключило соглашение по автобусу №70, не заключило — на №63. У ИП Штыркова есть договор на 87-й маршрут, на 97-м льготы действуют в нескольких автобусах. ООО «Экспресс-Сервис-Плюс» заключило соглашение на маршрут №37А, не заключило на №37, ИП Паршин В.М. — заключил на 74-й маршрут, не заключил по 61-му и 91-му.
Еще у 17 компаний — перевозчиков (ООО «Пассажиртранс», ООО «Ершовтрансавто», ООО «Икар-Авто», ООО ТК «Парус», ООО ТК «Властелин», ООО «АТП-9», ООО «Правовое сопровождение», ИП Мусатова, ИП Паршин Д. В., ООО «Регион Экспресс», ИП Данилов, ООО «Юпитер-В», ИП Черкасова, ИП Щаулов, ООО ТК «Неловко-2», ИП Серебрякова, ИП Ворыпаев) нет договоров по всем обслуживаемым маршрутам.
Представители транспортных компаний на совещании объяснили, что возить льготников им экономически невыгодно, поскольку из регионального бюджета им возвращается только 11 руб. за пассажира при стоимости проезда в 23 руб.
«Соглашение подписывайте! Не подписываете — уйдите с рынка. Я вас по-хорошему прошу», — подвел он итог встречи.
В министерстве труда и социальной защиты области „Ъ“ пояснили, что по региональному законодательству право на льготный проезд имеют школьники, дети-сироты, дети из многодетных семей, дети-инвалиды либо дети с ограниченными возможностями здоровья, ветераны труда Саратовской области, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, и другие.
Размер компенсации за социальный проездной билет в городском электротранспорте составляет 12 руб., в автобусах — 11 руб. На основании чего рассчитан такой размер компенсации, ни в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, ни в минсоцзащиты не смогли.
Генеральный директор юридической компании «Авис», представляющей интересы ряда перевозчиков, Гелена Алексеева предполагает, что эту сумму определили, исходя из возможностей бюджета, и «экономически она никак не обоснована». Она отмечает, что с декабря 2017 года автобусные перевозки в Саратове осуществляются по нерегулируемым тарифам, которые перевозчики устанавливают самостоятельно. Все они ведут деятельность на основании заключенных по итогам конкурса договоров, однако пункта об обязательной перевозке льготников по тарифу 11 руб. в них, по словам госпожи Алексеевой, нет. «Перевозчик имеет право осуществлять перевозку по льготному тарифу в случае, если этот тариф с ним согласован. Это право, а не обязанность. Перевозку льготников за 11 рублей с перевозчиками не согласовывали. И заставить возить за такую цену или уйти с рынка их никто не может», — подчеркнула юрист.
То, что ряд компаний заключили соглашение на перевозку льготников, Гелена Алексеева объяснила конкуренцией.
«Кому-то это выгодно, это борьба за пассажиров, за увеличение пассажиропотока, пусть и по более низкому тарифу. Но для того, чтобы транспортные компании хотели перевозить льготников, государство должно создать такие условия», — отметила она.
Гендиректор ОАО «Пассажиртранс-1» Михаил Любарский пояснил, что у него заключены соглашения о перевозке льготных пассажиров по маршрутам, на которых работают автобусы большой вместимости, на «маршрутки» такие договоры не заключались. Он объяснил это тем, что, если взять суммарный пассажиропоток, то пассажиров, которые пользуются социальными проездными, получится порядка 40%. «В автобусах большой вместимости есть места — перевезем. А вот в автобусах малой вместимости такая нагрузка скажется очень негативно на экономической деятельности», — уточнил господин Любарский. Он напомнил, что на большинстве городских маршрутов автобусы малой вместимости дублируются либо большими автобусами либо электротранспортом, поэтому в заключении соглашений о перевозке льготников в них необходимости нет. В качестве исключения Михаил Любарский привел отдаленные микрорайоны, куда ходят только автобусы малой вместимости.
Первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства Иван Казаченко отказался прокомментировать ситуацию с льготными перевозками, сославшись на то, что около 10 лет назад этот вопрос был передан в компетенцию министерства соцзащиты. «На совещании в администрации был сформулирован посыл к перевозчикам. В пятницу, 20-го числа, я думаю, результаты будут», — подытожил он.