Рыбу затерло меж регуляторов
«Доброфлот» заявил о незаконном ограничении экспорта в Китай
Крупный рыбопромышленник — ГК «Доброфлот» — считает, что Россельхознадзор незаконно ограничил экспорт его продукции в Китай, и просит вмешаться в ситуацию полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева. В ведомстве настаивают, что запрет инициирован китайскими таможенниками, так как в продукции компании был обнаружен возбудитель вируса COVID-19. С такими же проблемами сталкиваются и другие производители.
Управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов в письме полпреду президента на Дальнем Востоке Юрию Трутневу (копия есть у “Ъ”) сообщил, что Россельхознадзор «незаконно ограничил экспорт» продукции компании. Производитель указывает, что 6 августа ведомство внесло в информсистему «Цербер» данные о запрете экспорта в Китай продукции, произведенной на плавзаводе «Залив Востока» и рыбоперерабатывающем заводе «Южморрыбфлот» (входят в ГК «Доброфлот»). На сайте службы сообщается, что под ограничения также попали суда ГК «Норебо» и «Баренцбиоресурса».
264,1 миллиона долларов
составил объем ввоза российской рыбы в Китай в январе—апреле 2021 года, по данным ВАРПЭ
Россельхознадзор ввел запрет на основании письма Главного таможенного управления (ГТУ) Китая, сообщает господин Ефремов полпреду. Но, пишет он, в письме ГТУ КНР нет информации о вводе прямого запрета. Китайская сторона обнаружила следы коронавируса на продукции пяти судов и одного завода, но с 3 августа готова принимать декларации на импорт товаров, отмечает топ-менеджер. Он добавляет, что Россельхознадзор не в первый раз запрещает вывоз продукции: аналогичные меры для «Южморрыбфлота» были введены с 25 марта по 26 июля 2020 года, хотя китайская сторона приостанавливала приемку импортных деклараций лишь на одну неделю. Ограничения грозят компаниям неисполнением контрактов, каждый из которых оценивается в $300 тыс., добавил господин Ефремов.
В Россельхознадзоре подтвердили факт ограничений поставок, добавив, что они могут быть пересмотрены китайской стороной после расследования причин нарушений.
Там добавили, что с начала 2021 года ГТУ КНР ограничило поставки с восьми российских заводов и судов.
Оформление ветеринарных документов в обход ГТУ КНР может привести «к неблагоприятным последствиям для всего экспорта рыбопродукции», предупредили в службе. В пресс-службах Юрия Трутнева, Росрыболовства, «Норебо» и «Баренцбиоресурса» не ответили на запрос “Ъ”.
Проблемы с экспортом в КНР у всех рыбопромышленников начались в конце 2020 года. В ноябре китайская сторона после обнаружения следов коронавируса ужесточила карантинные меры, из-за чего срок оформления документов увеличился втрое (см. “Ъ” от 27 ноября 2020 года). Рыбаки стали использовать альтернативные порты в Южной Корее. Это привело к сокращению объема поставок рыбы из РФ в КНР с января по апрель 2021 года на 83,2%, до 77 тыс. тонн, в деньгах — на 60,14%, до $264,1 млн, сообщали ранее во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников.
В «Доброфлоте» настаивают, что ограничения на перемещение товаров могут вводиться только федеральными законами, а не на основании информационных писем иностранных государств. Руководитель проектов «S&K Вертикаль» Алина Хамматова, наоборот, уверена, что компании обязаны соблюдать санитарные правила в части пресечения распространения коронавируса.
Глава Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Георгий Мартынов считает, что основная проблема — в отсутствии между РФ и КНР единого алгоритма действий по поставкам рыбной продукции в пандемию.
Это приводит к тому, что госорганы соседней страны действуют по своему усмотрению, добавляет он. По словам господина Мартынова, часть поставок можно переориентировать во Вьетнам. Александр Ефремов соглашается с этим, но утверждает, что это не решит проблемы в будущем. «Поэтому я попросил Юрия Трутнева поручить проверить законность ограничений на экспорт рыбы и деятельность должностных лиц на предмет превышения полномочий»,— сообщил топ-менеджер.