Шаг и ПАТ
Липецкие власти ищут пути для корректировки приаэродромной территории
Как стало известно “Ъ-Черноземье”, администрация Липецкой области ставит себе задачу «до конца года» скорректировать приаэродромную территорию (ПАТ) местного аэропорта. Сейчас ее седьмая подзона, в которой запрещено новое строительство из-за шумового воздействия, занимает почти 311 кв. км и включает в себя часть Липецка и прилегающих районов. Как именно планируется сократить параметры, власти не раскрывают. Участники рынка считают, что ситуация «может драматически» сказаться на объемах ввода жилья, если вместо сокращения ПАТ для девелоперов будут введены новые ограничения, которые сделают невыгодными крупные проекты.
О том, что сейчас региональные власти совместно с Росавиацией ведут «активную работу по корректировке ПАТ», “Ъ-Черноземье” рассказали в администрации Липецкой области. Там напомнили, что пока в седьмой подзоне запрещено любое новое строительство жилья, однако эти ограничения не распространяются на участки и объекты, права на которые возникли до ее установления. При этом власти надеются убрать ограничения, чтобы «дальше развивать строительную отрасль региона». По их данным, сейчас в подзону попали центральная часть Липецка, земли комплексного развития и территории для реализации нацпроектов.
В администрации воздержались от уточнения конкретных дат по изменению ПАТ. «Сроки завершения корректировки сейчас назвать сложно, однако мы ставим цель сделать это до конца 2021 года. Вопрос принятия новых параметров ведется совместно с Росавиацией, администрацией аэропорта и Минстроем РФ. Исполнение сроков зависит от результатов комплексной работы. Ожидается, что мы сможем добиться положительных результатов по переговорам уже в ближайшее время», — пояснили там.
Росавиация установила ПАТ липецкого аэропорта в мае 2020 года. В нее входят семь подзон, в границах которых запрещено или ограничено строительство в зависимости от его назначения и технических параметров. Наиболее критична в отношении возведения жилья седьмая подзона. Ее границы устанавливаются с учетом электромагнитного и шумового воздействия, а также концентрации загрязняющих веществ. Площадь седьмой подзоны в Липецкой области составляет 310,9 кв. км. В ее границы частично попал областной центр, Грязинский, Добровский, Лебедянский и Липецкий районы.
В июле 2021 года региональное управление строительства и архитектуры впервые отказало в предоставлении разрешения на строительство жилого дома, так как тот попадает в седьмую подзону. В областной администрации “Ъ-Черноземье” не стали раскрывать, как именно планируется изменить площадь подзоны, отметив, что «сейчас главное — внести изменения в решение о ПАТ»: «Это позволит разрешить строительство в указанной зоне».
Главный исполнительный директор «ОДСК Липецк» (входит в ГК ОДСК, структурой которой также является «Орелстрой») Кирилл Ерихов рассказал “Ъ-Черноземье”, что в подлетную зону попал один проект компании на 100 тыс. кв. м: «Мы планируем построить в Елецком микрорайоне пять самодостаточных кварталов в единой концепции. Речь идет о застройке в семь-девять этажей, которая рассчитана примерно на 3,4 тыс. жителей». По словам господина Ерихова, сейчас реализация проекта не является проблемной, а работа «будет осуществляться в тех условиях, которые нам были предоставлены». Участок компании прилегает к уже построенным домам высотностью до 16 этажей.
«Проект может быть реализован в сложившихся обстоятельствах, если не будут введены новые ограничения. Сокращение приаэродромной зоны не является обязательным условием для постройки объектов. Но при вводе новых ограничений проект станет неприбыльным», — отметил он.
Кирилл Ерихов добавил, что сейчас ГК ведет активное строительство в Орле, в Липецке в 2021 году завершила возведение семи многоквартирных домов в Европейском, Елецком и Университетского микрорайонах в качестве застройщика-санатора. У компании в регионе есть еще земельные участки — в Европейском и в районе улицы Неделина, где к работам планируется приступить в ближайшее время.
«Значительного простоя не происходит, но в планах компании — развитие территории в Елецком микрорайоне. Это одно из перспективных направлений в Липецке, это не только коммерческий проект для компании, но и возможность преображения облика Елецкого, на данный момент отличающегося плотной застройкой», — рассказал господин Ерихов. Он подчеркнул, что в адрес компании не поступало обращений от властей в связи с изменениями параметров ПАТ.
Другие участники рынка на условиях анонимности заявили “Ъ-Черноземье”, что ситуация «может драматически» сказаться на объемах ввода жилья в регионе. Один из них отметил, что седьмая подзона «очень накрыла Липецк», что в перспективе не позволит развиваться городу.
На прошлой неделе мэр Липецка Евгения Уваркина встречалась с застройщиками и предложила им «включиться в работу по развитию территорий» города. По сообщению пресс-службы мэрии, речь преимущественно шла о новом генплане. Мнение строителей, считают власти, поможет сформировать объективный план по строительству жилья с учетом реальной потребности и выявить новые площади для потенциальной застройки.
О седьмой подзоне в сообщении не говорилось, однако, по словам знакомого с ситуацией собеседника “Ъ-Черноземье”, этот вопрос подчиненные госпожи Уваркиной обсуждают с участниками рынка. В администрации региона “Ъ-Черноземье” пояснили, что подготовка генплана ведется с учетом утвержденной ПАТ, однако проектировщик «держит на контроле ситуацию»: «В случае корректировки изменения в обязательном порядке будут отображены и в генеральном плане».
Насколько сократилась приаэродромная зона в Воронеже
Границы седьмой подзоны, в которой ограничено строительство жилья из-за шумового воздействия, сокращены в шесть раз. Кроме того, в третьей и четвертой подзонах, которые затрагивают территорию девелоперского проекта ГК Хамина, может измениться разрешенная высотность зданий. Эксперты отмечают, что в настоящий момент границы седьмой подзоны приаэродромной территории по всей России устанавливаются «хаотическим образом»