Афганистан переосмыслит экономику

Смогут ли новые власти найти инвестиции для страны

Новые власти Афганистана займутся восстановлением экономики страны, но не за счет наркотрафика. Такие заявления звучали на первой официальной пресс-конференции представителей запрещенного в России террористического движения «Талибан». По оценкам международных организаций, наркотрафик, рэкет и нелегальные финансовые операции приносят группировке до $1,6 млрд в год. Это примерно десятая часть ВВП Афганистана. Что собой представляет экономика страны? И есть ли у нее перспективы? Выяснял Григорий Колганов.

Фото: Rahmat Gul / AP

ВВП Афганистана сейчас составляет порядка $20 млрд. Это меньше, чем, например, в Исландии, хотя там проживает около 500 тыс. человек, а в исламской республике — 40 млн. Запрещенный в России «Талибан» рассчитывает на возрождение крупных инфраструктурных проектов, таких как газопровод ТАПИ, который планировали запустить в 2017 году. Он должен был поставлять топливо из Туркмении в Афганистан, Пакистан и Индию.

Есть и другие привлекательные для инвестиций активы, подтверждает глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович: «Там есть во что вкладывать деньги. Это не только ТАПИ, это также межнациональная ЛЭП CASA-1000, это железная дорога "Термез—Пешавар", там есть крупные месторождения железной руды, полудрагоценных камней. Можно пытаться реанимировать сельскохозяйственное производство, можно будет выращивать хлопок или, например, шафран — эти культуры вполне конкурентоспособны в сравнении с опийным маком по ряду причин».

Доля промышленности в структуре ВВП Афганистана невелика — порядка 12,5%. Почти половина работоспособного населения занята в сельском хозяйстве, технически довольно отсталом. Растениеводство — основная статья экспорта, объем которого не дотягивает и до $1 млрд, импорт почти в десять раз больше. Страна закупает за границей торф, нефтепродукты и растительные масла. Ситуация в экономике сложная: в прошлом году из-за пандемии ВВП упал на 5%.

Станут ли инвесторы вкладываться в Афганистан после силовой смены власти там? Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников полагает, что да, и как раз возвращение запрещенного в России «Талибана» этому поспособствует. Ведь группировка была чуть ли не главным сдерживающим фактором, объясняет Сотников на примере замороженного проекта:

«Речь идет прежде всего о месторождении Айнак — это крупнейшее в этом регионе меднорудное месторождение, которое, в общем-то, было отдано на откуп китайцам. Поскольку ситуация в области безопасности была очень проблематичной до последнего времени, китайцы свернули свою активную деятельность и перестали вкладывать инвестиции.

Я думаю, сейчас талибы попытаются, и китайцы с готовностью это воспримут, и первыми придут в Афганистан, в том числе, чтобы разрабатывать дальше это месторождение в Айнаке».

Кто еще может инвестировать в экономику Афганистана? Список невелик, ведь в нем по понятным причинам отсутствуют западные страны, зато, возможно, найдется место России, продолжает Владимир Сотников: «В инвестициях в Афганистан поучаствуют и индийцы, и Пакистан. Что касается России, думаю, как раз в завершении проекта ТАПИ она готова была бы поучаствовать, потому что здесь дело касается партнеров РФ по Центральной Азии. Но я не уверен, что Россия будет готова финансово вкладываться. Мы можем договориться с китайцами, мы можем совместно организовать какой-то консорциум кредиторов, занять нишу западноевропейцев, американцев».

Но с инвестициями есть проблема — они придут в страну через какое-то время, а кормить население нужно сейчас. Велика вероятность, что с приходом талибов Афганистан в одночасье лишился почти половины ВВП — это международная финансовая помощь, поступавшая прежним властям от западных союзников. Значит ли это, что население одной из беднейших стран мира обнищает еще в два раза? Никита Мендкович из Евразийского аналитического клуба считает, что все будет не так драматично:

«В Афганистане довольно большая теневая экономика, особенно в сельской местности. И там очень неравномерное распределение ВВП. Там, по оценкам, 40-50% средств гуманитарных траншей, которые попадали в страну, в короткие сроки выводились за рубеж, а достаточно ограниченный процент приходился на конечное потребление основной массы населения».

Помимо прочего, запрещенный в России «Талибан», скорее всего, остался без доступа к золотовалютным запасам Афганистана на сумму почти в $9,5 млрд, которые в основном хранились за границей. Очевидно, что в таких условиях самостоятельно восстановить экономику новая власть вряд ли способна . Так что весьма вероятно, что не только соседи, но и другие государства станут инвесторами поневоле.

Фотогалерея

Афганистан под талибами

Смотреть

Вся лента