Курс омоложения

Как продают эмоции в школе вождения Porsche Experience

Фото: Porsche

Говорят, годы не щадят никого. Никого и ничего. Старению подвержено все в этом мире. Но даже из этого правила есть свои исключения. Одно из них – спортивные автомобили. Которые с возрастом не теряют своей актуальности, превращаясь в желанный объект для ценителей и коллекционеров. Вероятно, это происходит в том числе и потому, что настоящие спорткары не только не стареют сами, но и обладают омолаживающим эффектом. Любой мужчина, независимо от года выпуска, севший за руль такого аппарата, способен за какие-то мгновения прийти в такой восторг, который, наверное, бывает только в детстве.

Вне всяких сомнений инструкторы Porsche Experience Center Russia не раз наблюдали случаи, напоминающие «Историю Бенджамина Баттона». Начиная с 2015 года, когда двери учебного центра, расположенного на гоночном треке Moscow Raceway, впервые открылись для всех желающих, курсы радости и омоложения были фактически поставлены на поток. Впрочем, журналисты приехали сюда не только ради того, чтобы превратиться в подростков со слабоумной улыбкой на лице, но и для того, чтобы подробнее познакомиться с работой школы, а заодно отточить собственное водительское мастерство. Тем более что в центре Porsche Experience предлагаются программы на любой вкус и цвет в зависимости от потребностей и уровня подготовки.

Фото: Porsche

Полный рабочий трек-день

Всего существует восемь различных ступеней, в том числе два зимних курса, которые будут полезны как для новичков, так и для профессиональных гонщиков. К примеру, ступень под названием Introduction to Porsche представляет собой начальную программу, длительностью три часа, в течение которой ученику предстоит бегло ознакомиться с основными принципами управления немецкими болидами. Примечательно, что при покупке любого автомобиля Porsche - не важно, будь то зажигательный 911 или статусный Cayenne - его владелец автоматически получает сертификат на прохождение базового курса. Простая любезность? Нет, скорее забота о безопасности тех клиентов, что впервые приобщаются к ценностям бренда. Ведь как ни крути, в любом автомобиле Porsche заключено пламя, которое еще поди обуздай.

Так что все самое интересное рассчитано на преданного поклонника марки, умудренного опытом и наделенного какими-никакими спортивными амбициями. Для данной категории существуют курсы под названием Performance, Master и Master S. Два последних и вовсе предназначены для смельчаков, желающих принять участие в гоночной серии Porsche Club Cup, что предполагает совершенно иной подход к педагогическому процессу. Здесь, среди прочего, научат выбирать альтернативную траекторию и филигранно работать педалями, а также объяснят, как минимизировать нежелательные центробежные нагрузки с целью быстрого прохождения круга. Именно на этом уровне появляется возможность раскрыть потенциал автомобилей Porsche, хотя, будем откровенны, удается это лишь единицам.

В рамках восьмичасового трек-дня, вмещающего в себя элементы из различных программ, я с переменным успехом попытался освоить навыки высшего пилотажа.

Фото: Porsche

Первым делом - самолеты

Так или иначе, вне зависимости от учебного курса, любому участнику сперва предстоит ознакомиться с теоретической частью. Без нее за руль даже не пустят, как ни проси. За ознакомительную часть, как и за многое другое, здесь отвечает Олег Кесельман – в прошлом успешный автогонщик, ныне шеф-инструктор и главная достопримечательность Porsche Experience Center Russia. А это значит, что с пустой головой уйти вряд ли получится.

Фото: Porsche

После краткого ознакомления с программой мероприятия г-н Кесельман традиционно рассказывает об особенностях спорткаров Porsche, в числе которых заднемоторный Porsche 911 Carrera S и среднемоторный Cayman GT4. На фоне графиков и диаграмм с изображением траекторий нам объясняют несколько правил, идущих вразрез с традиционными представлениями об управлении автомобилем. Например, что тормозить в повороте не только можно, но даже нужно. Ведь спорткары «с правильным расположением двигателя» - а шеф-инструктор утверждает, что мотор должен располагаться именно позади водителя - не терпят послаблений. Чтобы автомобиль вел себя максимально покладисто, ему нужно давать постоянную нагрузку от педали, не важно, будь то газ или тормоз. Porsche стерпит все, кроме безвольной инерции.

«Начинающего водителя всегда видно по торможению, - безапелляционно говорит шеф-инструктор, - отпустил педаль раньше времени и катишься, не перекинув ногу на педаль газа - ну все, значит есть чему поучиться. А ради этого мы и собрались».

А поучиться придется в любом случае, так как сходу овладеть всеми премудростями Porsche Experience – задача из разряда невыполнимых. А потому, сухой теорией дело не ограничивается.

Фото: Porsche

Цена ошибки

К счастью, в этот день погода над треком выдалась в меру теплая и слегка пасмурная. Покрытие сухое, а слепящее солнце, будто шторкой, закрыто плотными кучевыми облаками. Красота!

Помнится, в прошлом году над Moscow Raceway будто разверзлись все хляби небесные и дорожное полотно превратилось в одну большую лужу. Несмотря на то, что инструкторы в один голос утверждают, что для обучения сильный дождь – несказанная удача, лично мне в этот раз хотелось получить свою порцию адреналина от скоростной езды без необходимости всякий раз ловить автомобиль в бесконечных связках поворотов.

Фото: Porsche

Благо, тестовый Porsche 911 Carrera S, доставшийся мне сперва, позволяет ехать по-настоящему азартно. Под злобный рокот выпускной системы, трехлитровый турбомотор стремительно разгоняет автомобиль с места. Заметная перегрузка буквально прижимает к креслу, не хуже мануального терапевта вправляя на место шейные позвонки. Жаль, что разогнаться до значительных величин здесь не получится. Первое упражнение предназначено для разогрева и представляет собой несколько кругов по трассе в конфигурации «супер спринт» - короткий закольцованный участок из десяти крутых поворотов. Он идеально подходит для того, чтобы максимально прочувствовать «физику» автомобиля, а заодно научиться вовремя разгоняться и тормозить. В целом, ничего сложного, учитывая, что на сухом покрытии Carrera S прощает едва ли не любые ошибки.

Другое дело, Porsche Cayman GT4. Несмотря на то, что его атмосферный мотор обладает меньшей мощностью – «всего» 420 л.с.- из-за меньшей массы и особенностей развесовки, обращаться с ним приходится в разы аккуратнее. Тот же обкатанный участок трассы на нем воспринимается совершенно иначе. Тормозить перед поворотом приходится раньше, а при небрежной работе газом на выходе из поворота автомобиль норовит взбрыкнуть. Что, собственно, и произошло с одним из коллег, ехавшим впереди. В одной из связок его машина неожиданно потеряла контакт с дорогой, в результате чего почти неуправляемый снаряд вынесло поперек моей траектории. Лишь благодаря дистанции и благоприятной погоде нам удалось разминуться и избежать дорогостоящих последствий.

Приключения электроники

Что примечательно, злополучный инцидент стал внеплановой подготовкой к следующему упражнению. Специально для него на трек выехала поливальная машина и от души увлажнила небольшой участок трассы. Как пояснили инструкторы - группе предстоит освоить навыки управляемого заноса. Переводим селектор в режим Sport S, полностью отключаем систему стабилизации – и в путь. Для успешного выполнения упражнения необходимо замедлить автомобиль перед поворотом, затем, уверенным и резким нажатием на педаль газа сорвать автомобиль «в пике», при этом своевременно повернув руль в сторону неизбежного заноса. Казалось бы, звучит довольно просто. Но на практике организм не всегда успевает выдать адекватную реакцию на происходящее. Признаюсь, это было весело - раз за разом мой Cayman GT4 вращался вокруг своей оси, будто бешеный волчок. Быть может с пятой или шестой попытки мне удалось кое-как наладить контакт с машиной. Возможно, помогли советы наставников, раздававшиеся через рацию в салоне. А быть может, моторика наконец поспела за сигналами, поступающими от мозга. К сожалению, лишь только я успел привыкнуть к происходящему, как произошла смена автомобилей, и мне пришлось подстраиваться уже под «Карреру», на что, справедливости ради, ушло чуть меньше времени.

Фото: Porsche

К слову, справиться с задачей удалось далеко не всем. Но в этом оказались и свои плюсы. Данное упражнение не только опускает с небес на землю, но также наглядно демонстрирует совершенство электронных помощников, разработанных Porsche. Их участие практически незримо, но лишившись их поддержки, ощущаешь ту самую разницу, достаточную для того, чтобы начать адекватно оценивать свои силы. В такие моменты невольно возвращаешься в ранее детство, когда осваиваешь базовые навыки под присмотром взрослых, но стоит остаться одному – в полной мере ощущаешь собственную беспомощность.

Фото: Porsche

Достичь кульминации

Постепенно усложняя задачи и выполняя различные упражнения, направленные на формирование устойчивых навыков и поэтапное изучение всей трассы целиком, мы, наконец, добрались до десерта, до заветной вишенки на праздничном торте. Настоящие фанаты марки меня поймут – ведь промчаться несколько полноценных кругов на новеньком Porsche 911 GT3 – это ли не тот восторг.

Фото: Porsche

Мощный четырехлитровый оппозитный мотор, развивающий 510 л.с., разгон до 100 км/ч за 3,4 секунды и максимальная скорость в 318 км/ч. Одни лишь эти цифры способны вызвать экстаз.

Когда садишься за руль этого болида, сердце то замирает от волнения, то скачет в такт стрелке тахометра. Шутка ли, это единственный автомобиль класса GT3, допущенный до дорог общего пользования, который в настоящее время можно приобрести у нас в стране. Доработанная спортивная подвеска, тормоза, электроника – все лучшее, на что только способен немецкий инженерный гений, слилось воедино в этом автомобиле.

Фото: Porsche

Глотая на нем круг за кругом, сразу же приходишь к пониманию, что это совершенно иной опыт. И сколько бы ни была хороша Carrera S, только пересев на GT3 осознаешь, наконец, что к чему. К чему были все наставления инструкторов, когда казалось, что «и так сойдет», к чему вся это «бессмысленная» теория, и для чего существует Porsche Experience Center. Передать все это словами практически невозможно. Можно разве что процитировать излюбленную фразу Олега Кесельмана: «Мы не продаем автомобили, мы продаем эмоции». А положительные эмоции это, как известно, самый верный способ омоложения.

Иван Картамцев

Вся лента