«Экспозиция рассказывает о строительстве и первых годах работы завода КИМ»

Дмитрий Гронский — о выставке «Детройт на болоте»

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает о том, чем интересна экспозиция в Музее транспорта Москвы на ВДНХ.

Фото: Музей транспорта Москвы

В столице на ВДНХ Музей транспорта Москвы открыл выставку «Детройт на болоте». Название интригующее. Многие знают, что Детройт до недавнего времени считался столицей автомобильной промышленности США. И несмотря на то что город уже не первый десяток лет, по сути, покинут жителями и считается одним из самых депрессивных мест мира, знаменитые американские марки продолжают держать в Детройте свои штаб-квартиры.

Что касается «болот», то все мы знаем, что на них построен Санкт-Петербург. В Москве болота тоже были, о чем говорит топонимика — Болотная площадь, в частности. Но выставка рассказывает о другом болоте на юго-восточной части города. Название его неблагозвучное, произносить я его здесь не буду, пусть это останется интригой, если соберетесь на выставку.

А рассказывает она о строительстве и первых годах работы завода КИМ, который впоследствии превратился в завод имени Ленинского Комсомола, выпускавший «Москвичи». В сотрудничестве с концерном Ford в СССР запускались сразу три завода. Московский завод шел вторым номером, но именно он был первым построен на 100% по американскому плану. То есть Ford в Москве делали так же, как в Детройте, что и отражено в экспозиции.

Здесь можно увидеть как легковые, так и грузовые автомобили того далекого времени, а также заводские оригинальные инженерные плакаты 30-х годов. К слову, на ВДНХ сейчас открыты сразу несколько автомобильных выставок. Часть из них — это своеобразная репетиция перед открытием в 2023 году постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы неподалеку от площади трех вокзалов, в шедевре эпохи конструктивизма — гараже архитектора Константина Мельникова на Новорязанской улице.

Впрочем, павильон № 26, где открылась выставка «Детройт на болоте», тоже заслуживает внимания. Он был построен в 1937 году для экспозиции зерновых культур, но в 50-е годы — именно для экспонирования «Транспорта СССР». Сегодня портик павильона признан объектом культурного наследия федерального значения.

Вся лента