«Всеми любимый за циничные и поэтические интервенции»
Дмитрий Буткевич — о работах Бэнкси
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, как росли продажи работ художника, а также о картине Game Changer, которая побила аукционный рекорд.
Снова продолжаем разговор об итогах первого полугодия 2021 года для мирового аукционного рынка искусства. Итоги подводят эксперты платформы Artprice.
Один из разделов отчета назван ими весьма пафосно: «Бэнкси, знамение времени». Принято считать, что ему 47 лет, и он до сих пор анонимен, хотя есть мнение, что его зовут Роберт Каннингем из Бристоля. Тем не менее, автограф анонима Бэнкси входит в пятерку самых успешных подписей на мировом рынке арт-аукционов, если брать все художественные периоды вместе взятые. К тому же он самый прибыльный художник на планете, и это без поддержки Ларри Гагосяна или Дэвида Цвирнера.
Всеми любимый за циничные и в то же время поэтические интервенци-вторжения в самые неожиданные общественные места, Бэнкси революционизирует рынок искусства с помощью своей так называемой системы борьбы с вредителями (Pest сontrol system), которая позволяет ему проверять подлинность и контролировать тираж сотен тысяч уникальных или, наоборот, ограниченных изданий работ.
В течение пяти лет аукционный оборот Бэнкси рос экспоненциально: $3 млн в 2016 году, $7 млн в 2017-м, $16 млн в 2018-м, $29 млн в 2019-м, $67 млн в первом пандемическом 2020-м и $123 млн в первом полугодии 2021-го. 913 лотов его авторства были проданы за шесть месяцев, и он уже перекрыл все ценовые рекорды. В Instagram Бэнкси 11 млн подписчиков (я, кстати, в их числе), так что он работает и для будущих поколений коллекционеров.
23 марта 2021 года его холст Game Changer (2020) на благотворительной распродаже Christie’s установил новый аукционный рекорд — $23,2 млн. Тот энтузиазм, с которым покупатели приняли эту работу, показывает предпочтения арт-рынка, ищущего шокирующие произведения, созвучные текущим событиям. На картине изображен мальчик, бросающий своего Бэтмена и Супермена, чтобы поиграть с куклой-«супермедсестрой».