Случаи так называемого вранья
О чем лгали публичные люди и как были разоблачены
BBC выплатит британской королевской семье £750 тысяч в качестве компенсации за нанесенный ей в 1995 году моральный ущерб. Таков результат закончившегося недавно расследования действий сотрудника ВВС, которое велось под руководством судьи лорда Джонсона. Чтобы добиться интервью принцессы Дианы — того самого, в котором прозвучали ставшие известными на весь мир слова «в этом браке нас было трое» и другие подробности о жизни с принцем Чарльзом,— журналист Мартин Башир обманул ее, сообщив, что Букингемский дворец организовал за ней слежку и настраивает против нее журналистов. В качестве доказательств Башир предъявил принцессе Диане поддельные выписки с банковских счетов королевской семьи. Weekend вспомнил о других разоблаченных публичных лжецах
о цвете кожи: не черный, а белый
«Вопрос расы — очень сложный вопрос. В конце концов, мы все произошли из Африки»
Долезал выдавала себя за чернокожую на протяжении почти 20 лет, пока в 2015 году ее биологические родители — белые американцы с немецкими и шведскими корнями — не обнародовали ее детские фотографии вместе со свидетельством о рождении. Оказалось, что светлокожая блондинка Долезал красила и завивала волосы и пользовалась автозагаром. В интервью The Washington Times, данном вскоре после разоблачения, Долезал заявила, что считает себя черной, оттого и называет себя таковой. Это объяснение не прозвучало убедительно: Долезал сняли с должности президента регионального отделения Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения, уволили из университета, где она преподавала историю афроамериканской культуры, и из газеты, где она писала колонку о борьбе за права темнокожих.
об инциденте на заправке: не вооруженное нападение, а пьяный дебош
Райан Лохте, американский пловец, шестикратный олимпийский чемпион по плаванию
«Нас вытащили из такси парни с полицейскими беджами и наставили на нас пистолеты»
В августе 2016-го во время Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро американский пловец Райан Лохте, выигравший за две недели до этого свою 12-ю олимпийскую медаль, сообщил, что накануне оказался — вместе с несколькими пловцами из сборной — жертвой вооруженного ограбления. Причем нападавшие, по его словам, были одеты в полицейскую форму. Местная полиция изучила записи с камер наблюдения, на которых было зафиксировано, как пьяные пловцы выходят около заправки, чтобы справить нужду, в поисках туалета выламывают дверь, сносят вывеску и, наконец, мочатся на тротуар рядом с заправкой. Появившиеся после этого сотрудники заправки требуют заплатить за сломанные дверь и вывеску, пловцы пытаются уехать, но охранник наставляет на них пистолет и вызывает полицию. Тогда Лохте отдает около $30 и вместе с другими пловцами уезжает до приезда полицейских. Некоторое время после обнародования записи Лохте продолжал настаивать на своей версии истории, однако, вернувшись в США, признался во лжи, извинился перед «организаторами и участниками такого грандиозного мероприятия, как Олимпиада», а ситуацию на заправке объяснил недопониманием, возникшим из-за языкового барьера. Это объяснение не признали удовлетворительным: Лохте был исключен из олимпийской команды, отстранен от соревнований на 10 месяцев, приговорен к исправительным работам за дачу ложных показаний и лишился рекламных контрактов. Зато заправка, на которой Лохте устроил пьяный дебош, превратилась в местную достопримечательность, куда бразильские экскурсоводы теперь водят туристов.
об авторстве королевского свадебного торта: не шеф-повар, а мальчик на подхвате
Роберт Ирвин, шеф-повар, телеведущий
«Это был 360-фунтовый торт, и я участвовал в работе над глазурью боковых поверхностей»
В 2008 году выяснилось, что ведущий одного из самых популярных кулинарных шоу на американском телевидении, британский шеф-повар Роберт Ирвин, устраиваясь на кабельный канал Food Network, сильно приукрасил свой послужной список. Он представился одним из поваров, готовивших свадебный торт для бракосочетания принцессы Дианы и принца Чарльза, посвященным за это впоследствии в рыцари лично королевой. Расследование The St. Petersburg Times установило, что к моменту королевской свадьбы Ирвин еще учился в кулинарном колледже, а титула рыцаря у него и вовсе не было. В свое оправдание Ирвин сказал, что все-таки немного участвовал в приготовлении торта — он подавал ягоды поварам,— а историю с рыцарством придумал, чтобы пустить пыль в глаза американским боссам. После разоблачения Food Network расторг контракт с Ирвином, но оказалось, что скандал только повысил его узнаваемость, поэтому еще через год он вернулся на канал.
о семейных отношениях: не брат с сестрой, а разведенные супруги
Джек и Меган Уайт, участники рок-дуэта The White Stripes
«Меня зовут Джек Уайт, а на барабанах моя старшая сестра Мег Уайт»
В 2001 году, после выхода третьего, ставшего золотым альбома The White Stripes, СМИ выяснили, что Меган и Джек Уайт вовсе не брат и сестра, как они утверждают, а разведенная супружеская пара. Джек Гиллис и Меган Уайт поженились в 1996 году, через год основали группу, выпустили два альбома, в 2000 году развелись, но продолжили играть вместе. Музыканты настаивали на своем кровном родстве, даже после того, как было опубликовано их свидетельство о браке. Только в 2005 году, когда они получили «Грэмми» за лучший альтернативный альбом и оказались в статусе «спасителей гранжа», Уайты объяснили свою многолетнюю ложь: «Когда видят на сцене семейный дуэт, то думают: „Ну, тут все ясно". Но если в группе играют брат и сестра, то появляется интрига».
о присутствии на месте катастрофы: был не в WTC, а неподалеку
Стефен Раннациси, стендап-комик, актер
«Наша башня упала первой»
В 2009 году исполнитель главной роли в популярном ситкоме «Лига» и стендапер Стефен Раннациси рассказал в интервью комику Марку Мэрону, что до начала актерской карьеры работал менеджером по работе с клиентами в инвестиционном банке Merrill Lynch, офис которого находился на 54-м этаже Всемирного торгового центра, и именно там он и был 11 сентября 2001-го, когда года произошел теракт. Чудом спасшись из атакованного небоскреба, Раннациси, как он потом еще не раз рассказывал публично, осознал, что тратит жизнь впустую, бросил работу клерка и отправился покорять Голливуд. В 2015 году The New York Times написала, что Раннациси никогда не числился в штате Merrill Lynch и что у банка не было офиса во Всемирном торговом центре. Тогда комик признался, что соврал и на самом деле во время теракта был не в Финансовом округе, а в центре Манхэттена. Оправдывался он так: «Вот ты переезжаешь из Нью-Йорка на Западное побережье примерно через месяц после терактов, тусуешься в комедийных клубах, просто пытаешься приспособиться и понравиться людям. Узнав, что ты из Нью-Йорка, каждый спрашивает: „Ты там был?" И ты сначала отвечаешь „да!", а потом уже начинаешь что-то выдумывать».
о собственной жизни: не трагическая, а благополучная
Дэн Мэллори, писатель
«Я не знаю, увидела ли она меня или материнский инстинкт подсказал ей, что я рядом, но хриплым, сорванным голосом она выдохнула мое имя: "Дэн"»
В 2018 году бывший редактор Дэн Мэллори выпустил под псевдонимом А. Дж. Финн свой первый роман «Женщина в окне». Триллер о психотерапевте с агорафобией стал первым дебютом за 12 лет, возглавившим список бестселлеров The New York Times, Стивен Кинг назвал книгу великой, а студия Fox 2000 Pictures приобрела права на экранизацию за $2 млн. Мэллори отправился в мировой рекламный тур, в котором, помимо истории создания книги, рассказал многое о себе: его мать умерла от рака груди, брат покончил с собой, а сам он победил рак мозга, преподавал в Оксфорде и был на обложке русского Vogue. Коллеги и друзья Мэллори давно знали историю его жизни и не сомневались в ее правдивости — вплоть до выхода большого расследования The New Yorker в 2019 году. Из него стало известно, что его мать и брат не только живы, но и сопровождали его в некоторых поездках в рамках книжного тура. Заодно многое из прочего, рассказанного Мэллори о себе, тоже оказалось ложью. Писатель опубликовал в том же The New Yorker заявление, в котором объяснил, что сочинять истории о своей жизни его заставляло биполярное расстройство второй степени. Эксперт-психиатр, которого The New Yorker попросил прокомментировать слова Мэллори, сказал, что «этому диагнозу не свойственны ни бред, ни амнезия, ни хроническая ложь». После скандала в издательстве HarperCollins, выпустившем дебют Мэллори, объявили, что не будут отменять объявленную на начало 2020 года публикацию его уже готового второго романа, однако книга не вышла до сих пор.