Пора выносить мусор из избы
Структуры столичной мэрии объявили конкурсы на вывоз отходов из офисов и магазинов на 231 млрд рублей
Столичный оператор по вывозу твердых отходов ГУП «Экотехпром» объявил конкурсы по вывозу мусора из всех 11 округов Москвы — на общую сумму в 231 млрд руб. Сейчас мусор в Москве утилизируют пять операторов по 15-летним контрактам, но они вывозят отходы из многоквартирных домов. Новые контракты рассчитаны на вывоз мусора в 2022–2029 годах из столичных магазинов, офисов и других мест за пределами старых контрактов, дали понять в «Экотехпроме». Эксперты опасаются, что цена на вывоз мусора для коммерческого сектора может вырасти в разы.
ГУП «Экотехпром» (учрежден столичным департаментом имущества) разместил 18 августа на сайте госзакупок конкурсы на «оказание комплексной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» на территории всех 11 округов Москвы. Тендеры рассчитаны на срок до 2029 года, от исполнителей ждут «сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов». Так, в ЦАО «Экотехпром» предлагает заплатить за такие услуги 28,3 млрд руб. Крупнейший контракт по вывозу мусора — 42,4 млрд руб.— оператор готов заключить с поставщиками услуг в ЮАО. В конкурсной документации оговаривается раздельный сбор мусора в два контейнера (введен в жилом секторе Москвы с конца 2019 года). Заявки на конкурсы (на общую сумму 231 млрд руб.) принимаются до 3–6 сентября.
Ежегодно Москва производит 8 млн тонн отходов (11% мусора всей России). По данным мэрии, в 2019 году в Москве было собрано 420 тыс. тонн отходов для вторичной переработки, в 2020 году — 850 тыс. тонн.
Это первые крупные конкурсы ГУП «Экотехпром», который в мае 2021 года был назначен региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Москве. Столичный вице-мэр Петр Бирюков заверял, что оператор выбран на восемь лет по результатам «открытого конкурса, в котором могли принять участие все желающие». Теперь «Экотехпрому», по словам чиновника, предстоит до 2022 года заключить более 1 млн договоров.
Напомним, что с 1 января 2019 года большинство регионов перешли на новую систему обращения с отходами. Теперь за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение мусора отвечают региональные операторы, выбранные на конкурсах. Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю была дана отсрочка на три года.
В документации опубликованных конкурсов оговаривается цвет кузова и элементов мусоровозов (с указанием цветовых профилей в системе Pantone) и даже необходимость фотофиксации и осмотра ТКО водителем перед погрузкой. Но при этом нет информации, откуда и в каких объемах следует вывозить мусор. В ГУП «Экотехпром» пояснили “Ъ”, что исполнители контрактов должны руководствоваться территориальной схемой обращения с отходами (утверждена столичными властями в декабре 2019 года).
В этом документе мэрия впервые раскрыла, в каких объемах и куда еще, помимо Подмосковья, поедет московский мусор.
В частности, до конца 2029 года Москва вывезет свыше 15 млн тонн мусора в Калужскую область и около 9 млн тонн во Владимирскую область (см. “Ъ” от 14 декабря 2019 года). В схеме также говорилось, что столичный мусор будут сортировать и размещать на 11 комплексах переработки отходов в Подмосковье (в том числе в Егорьевске, Кашире, Коломенском, Рошале и деревнях Храброво, Ясенево, Шеметово и Аннино). В документе предполагалось, что с 2022 года мусор будут свозить на четыре мусоросжигательных завода в Наро-Фоминске, Солнечногорске, Воскресенске и Ногинске (по 350 тыс. тонн ежегодно). В соглашении с Подмосковьем говорится, что до 2030 года туда будет поступать 3,4 млн тонн московского мусора.
Между тем с 2014 года мусор в столице собирают и утилизируют пять компаний, с которыми заключены контракты на 15 лет. К примеру, «МКМ-Логистика» за 40,1 млрд руб. вывозит отходы из Юго-Западного и Западного округов столицы, а «Эколайн» за 25,6 млрд руб. обслуживает Центральный и Северный округа. Приняв решение о переходе на раздельный сбор мусора, в 2019 году столичные власти заключили с компаниями дополнительные соглашения. Впрочем, эти операторы вывозят ТКО лишь из многоквартирных домов.
«Экотехпром» подтверждает, что 15-летние контракты, которые власти заключили с компаниями, продолжат действовать вплоть до их окончания. «В зону деятельности регионального оператора они не входят»,— добавили в ГУПе. При этом в «Экотехпроме» дали понять, что в территориальной схеме упоминаются 259 млн кубометров ТКО, которые за восемь лет образуются в Москве: в эту цифру не входят отходы, которые компании вывозят сейчас.
«Мы будем вывозить отходы на всей территории Москвы, за исключением домов, входящих в адресный перечень по 15-летним контрактам»,— уточнили в «Экотехпроме».
Иначе говоря, речь в основном пойдет об офисах, магазинах и другом коммерческом секторе. До сих пор мусор оттуда вывозили частники, но с 2022 года за эти услуги придется платить уже региональному оператору и по единому тарифу. В «Экотехпроме» уточнили, что тариф должен до 2022 года утвердить столичный департамент экономической политики.
Заместитель главы экологического комитета «Деловой России» Наталья Беляева не исключает, что после утверждения тарифов стоимость вывоза мусора для юридических лиц в Москве вырастет «в разы». «Эти миллиарды в тендерах не берутся из воздуха. Сейчас магазины начнут паниковать, потому что у них начнут расходиться цифры — сколько они платят сейчас и сколько им выйдет вывоз по новым нормативам», предупреждает она. Руководитель лаборатории по исследованию экономики замкнутого цикла ИГСУ РАНХиГС Содном Будатаров рассказал, что в других субъектах РФ из-за монополии регионального оператора «тариф для граждан вырос в 2–3 раза, для юридических лиц — в 3–40 раз». «Возможно, подобное грозит и московским компаниям»,— предполагает эксперт. Он добавил, что в Пермском крае, Курганской и Архангельской областях местным общественникам удалось через суд оспорить завышенные, по их мнению, тарифы или нормативы региональных операторов.
То обстоятельство, что оператор будет получать средства как от юридических лиц по тарифу, так и из бюджета по контрактам, в «Деловой России» объясняют новой госполитикой обращения с ТКО.
«Раньше коммерческий сектор платил за вывоз мусора и его размещение на полигоне. Теперь сразу везти на полигон нельзя, надо следовать территориальной схеме — собрать отходы, отвезти на сортировку, заплатить за нее, передать на утилизацию, остатки отдать на обезвреживание, заплатив и за него, и лишь обезвреженные "хвосты" отвезти на полигон. Выходит пять поездок вместо одной, все это в разы дороже старых схем. Одного только тарифа на это не хватает»,— пояснила госпожа Беляева. В «Деловой России» также напоминают о закрытии нескольких полигонов в Подмосковье: «Появляется большое транспортное плечо — возить мусор надо на большие расстояния».
Глава ассоциации «Раздельный сбор» Валерия Коростелева критикует опубликованные тендеры как «плохо прописанные»: «В них нет вводных, не указана морфология отходов, а опираются они на схему 2019 года, которая уже неактуальна. Например, в ней упоминаются мусоросжигательные заводы, которые должны были запуститься в конце 2022 года. На них будут направлять какой-то процент мусора из Москвы, но их построить к сроку не успеют»,— считает госпожа Коростелева. Действительно, ранее «РТ-Инвест» (контролируется «Ростехом») сообщал о задержке запуска пяти мусоросжигательных заводов (подробнее см. материал «Субсидии не вычтут из мусора»). Госпоже Коростелевой также непонятны «огромные суммы», фигурирующие в тендерах. «У коммерческого сектора твердые коммунальные отходы — от работающих сотрудников, столовых и так далее — занимают очень маленький процент. Основной мусор магазинов и офисов — картон, опасные отходы, строительный мусор. А это не входит в полномочия регоператора, их будут вывозить другие компании»,— пояснила она.
Председатель совета директоров ООО МСК-НТ (вывозит мусор из Юго-Восточного и Зеленоградского округов) Вадим Бамбозов сказал “Ъ”, что его компания примет участие в новых тендерах. Он считает суммы новых контрактов «объективными, учитывающими значения затрат на обработку ТКО в регионе». «Суммы контрактов в пересчете за тонну и кубометр, скорее всего, изменятся незначительно»,— добавляет он. В «Эколайне» отказались от комментариев, сославшись на то, что еще читают тендерную документацию. В «Хартии» (обслуживает Северо-Восточный и Восточный округа города) и «МКМ-Логистике» не ответили на запросы “Ъ”.