Цены разнообразили до СУГ
В Черноземье резко выросла стоимость газового топлива
С начала августа в регионах Черноземья существенно выросла цена сжиженного углеводородного газа (СУГ). Так, в Тамбовской области стоимость увеличилась на 10%, в Липецкой — до 30%, а в Орловской — до 47%. Такой разброс участники рынка объясняют отсутствием государственного регулирования ценообразования в этом сегменте. Чтобы удержать клиентов, заправщики продают топливо себе в убыток. В Ассоциации топливного рынка (АТР) Воронежа предупреждают, что рост стоимости газового топлива может ударить по ценам на проезд в общественном транспорте и такси, а также сказаться на тарифах на перевозки.
По данным АТР, в Воронежской области средняя розничная цена газа на заправочных станциях варьируется от 33 до 39,5 руб. за литр. В соцсетях 18 августа один из автомобилистов распространил видео, на котором цена на газ установлена в 42 руб. «Я спросил у заправщицы: это не ошибка никакая, все нормально? Она говорит: "Да, я со смены уходила — 36 (руб. за литр. — „Ъ“) было"», — прокомментировал автомобилист.
В Липецкой области, убедился корреспондент “Ъ-Черноземье”, по данным на 18 августа, цена на газ в зависимости от заправки составляла от 33,9 до 37,97 руб. за литр. По словам участников рынка, не так давно в регионе пропан-бутан стоил 26 руб. И хотя некоторые компании искусственно занижали цену, рост в итоге к середине августа составил 20-30%, пояснил один из собеседников “Ъ-Черноземье”.
В липецком управлении Федеральной антимонопольной службы (региональные ведомства ФАС занимаются контролем цен на пропан-бутан) сообщили “Ъ-Черноземье”, что провели мониторинг розничных цен на газовое топливо с 9 по 15 августа. По его результатам в среднем цена выросла на 12,5% по сравнению с началом года и составляла в эти дни около 29 руб. за литр. На данный момент ведомство обратилось с запросами к участникам рынка и анализирует ситуацию: «В случае отсутствия экономического обоснования для повышения цен и обнаружения необоснованного повышения в результате сговора или злоупотребления доминирующим положением будут приняты необходимые меры реагирования».
В качестве причин дефицита СУГ и, как следствие, подорожания газового топлива в ведомстве назвали «расширение внутреннего туризма в России из-за пандемии коронавируса» и остановку нескольких нефтеперерабатывающих заводов на ремонт.
В УФАС добавили, что ФАС совместно с Министерством энергетики рекомендовала крупным производителям перераспределить поставки СУГ с экспорта на внутренний рынок, чтобы удовлетворить потребности населения в баллонном газе и газовом топливе на заправках.
В Орловской области цена на СУГ выросла с 24,9 руб. за литр в начале года до 29,9 руб. за литр в августе на заправках «Газпрома», сообщили в региональном УФАС. На независимых заправках стоимость топлива повысилась еще больше: с 28 руб. до 32–42 руб. за литр по состоянию на 18 августа. Так, рост составил 20% на газпромовских заправках и 47% «в среднем у независимых заправщиков». При этом закупочные цены выросли более чем на 50%. Основной причиной сложившегося положения в УФАС назвали аварию на газохимическом комплексе «Газпрома» под Новым Уренгоем. «На региональных заправках максимально, как могут, сдерживают цены. У кого-то еще остались старые запасы. Но сейчас газ приходит дорогой, и сдерживать цены уже не получается», — отметили в управлении.
В тамбовском УФАС “Ъ-Черноземье” рассказали, что в регионе стоимость топлива выросла примерно на 10%: «Мы уже проводим проверку на предмет нарушения антимонопольного законодательства со стороны владельцев заправочных станций и выясняем причины случившегося роста». В других областных управлениях ФАС оперативно ситуацию не прокомментировали.
Президент АТР Алексей Трепалин такой разброс цен объяснил тем, что государство не регулирует стоимость СУГ. По его словам, есть случаи, когда даже в пределах одной сети цена на газ может отличаться в зависимости от локации конкретной заправки. Рост в рознице непосредственно связан с увеличением стоимости закупочных цен. По оценке господина Трепалина, закупочная цена с начала года выросла почти в полтора раза, с 37 до 51 тыс. руб. за тонну.
Он отметил, что сейчас независимые сети продают газ с убытком, чтобы удержать клиентов. Перекрыть расходы компании намерены за счет продажи бензина и дизельного топлива.
«Даже если закупочные цены к концу года стабилизируются на уровне 58–60 тыс. руб. за тонну, меньше чем 35 руб. за литр пропан-бутана на АГЗС, боюсь, мы не увидим, и это достаточно оптимистичный прогноз», — добавил Алексей Трепалин.
В воронежской ГК «Интрансгаз» (заимается поставками СУГ, имеет заправки в Воронежской, Курской и Липецкой областях) рост цен объяснили зависимостью от поставщиков. «Для нашей организации розничная цена на топливо напрямую зависит от изменения закупочной оптовой цены за тонну у нашего поставщика (ПАО “СИБУР”). Поскольку у нашей организации нет своей скважины, регулировать оптовую цену мы не можем. Таким образом, поставщик поднимает цену — нам приходится делать то же самое», — следует из заявления на сайте компании.
В свою очередь, увеличение биржевых цен в АТР объясняют несколькими факторами: это высокие темпы инфляции, рост стоимости сырья, изменения в налоговом законодательстве и экспорт больших объемов газа «в ущерб продажам внутри страны». С 5 августа к ним добавилось еще одно обстоятельство — пожар на производстве «Газпрома» под Новым Уренгоем. В частности, из-за аварии «Газпром» сократил до исторического минимума запасы газа в европейских хранилищах, что привело к рекордному росту цен на топливо за рубежом. По словам Алексея Трепалина, пожар сказался и на стоимости СУГ внутри страны: «Уренгойский завод перерабатывает сырье, направляя его дальше на более глубокую переработку на Сургутский завод стабилизации конденсата. Это предприятие производит порядка 10% пропан-бутана в стране».
В АТР не исключают, что рост цен на СУГ «ударит» по рынкам пассажирских и коммерческих перевозок. «Именно представители услуг сферы такси, маршрутных и пригородных перевозок являются потребителями этого топлива. Резкий рост издержек в этой сфере может привеcти к росту тарифов на перевозки, что ухудшит положение большинства жителей области», — пояснили в организации.
Отметим, что с августа цены на СУГ на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже начали снижаться. В европейской части России к 17 августа стоимость топлива снизилась до 49 тыс. руб. за тонну. Это связано в том числе и с уменьшением объемов продаж СУГ за рубеж. В СИБУРе “Ъ-Черноземье” сообщили, что в августе компания полностью остановила экспорт газа. При этом эксперты не исключают, что этот тренд в любой момент может измениться.
Почему с воронежского топливного рынка могут уйти независимые сети
Ситуация с диспаритетом экспортных и внутренних цен на топливо и следующее за ним удорожание в рознице может привести к тому, что независимые сети АЗС уйдут с местного рынка. Такие заправки уже находятся на грани разорения, и предрекают им банкротство или переход под бренды крупных нефтяных компаний. Участники рынка отмечают, что производители топлива могут позволить своим заправкам работать в минус, так как прибыль они получают от нефтеперерабатывающих заводов