У каждого кандидата — своя доля
приемлемого брака в подписных листах
Петербургская избирательная комиссия приняла решение о регистрации по округу №17 (Кировский район) кандидата от партии «Новые люди» Ольги Герасиной. Ранее территориальный избирком выявил в ее подписных листах 18,9% брака, однако СПбИК не стала проводить повторную проверку, ссылаясь на то, что на это нет времени. А если нет подписей, значит нельзя найти нарушения. Несколько позднее на заседании было отказано в регистрации депутату-единороссу Сергею Никешину, который шел на выборы самовыдвиженцем и не смог зарегистрироваться по тому же основанию, что и госпожа Герасина, но при меньшем проценте брака.
Петербургский избирком рассмотрел жалобу госпожи Герасиной, которой ранее отказала в регистрации ТИК № 7 из-за найденных в подписных листах недействительных подписей — всего 18,9%. Рабочая группа по предварительному рассмотрению жалоб рекомендовала комиссии зарегистрировать в качестве кандидата бывшую судью Уставного суда Ольгу Герасину собственным решением. Однако в ходе заседания мнения разделились: член ГИК Алексей Березин предлагал отклонить жалобу, зампред комиссии Алла Егорова хотела направить подписи в ТИК на повторную проверку, а глава юруправления горизбиркома Олег Зацепа поддерживал регистрацию прямо в ходе заседания.
Господин Зацепа отметил, что в комиссию не были представлены оригиналы подписных листов, а копии ГИК проверять не станет, а следовательно, если нет проверки, то нет и оснований для отказа в регистрации. Ему возразил член комиссии с правом совещательного голоса Виктор Воробьев, отметив, что без проверки нет оснований и для регистрации. Олег Зацепа счел это неразрешимым в рамках проводимого заседания противоречием, которое, однако, следует трактовать в пользу кандидата.
Алексей Березин считает, что и рекомендация рабочей группы не проводить повторную проверку была неправомочна, так как решение об этом было принято большинством от голосовавших, но не от присутствующих: за принятие выступили шесть человек против пяти, однако на заседании присутствовали 14 членов рабочей группы, три из которых не голосовали.
Виктор Воробьев отметил, что Ольга Герасина высказала лишь два аргумента в свою защиту, и они касаются только процедуры проверки, а не брака в подписях. «Кандидат говорит, что не была уведомлена о проверке, но ранее дала согласие на извещение по электронной почте, но ее не читала. А второй аргумент: она не подала возражений по результатам проверки подписных листов, потому что не ознакомилась с подписными листами, но заявления на ознакомление с ними она тоже не подавала»,— резюмировал господин Воробьев. Он добавил, что комиссия ранее принимала иные решения по аналогичным ситуациям: не регистрировала кандидатов, не имея полного пакета документов. В данном случае не имеется подписных листов.
Отсутствие возражений от госпожи Герасиной по подписям и отсутствие заявления об ознакомлении с листами господин Воробьев предложил включить в мотивировочную часть решения, однако господин Зацепа заявил, что тогда она не будет логично совпадать с резолютивной. «Может, не стоит подгонять мотивировку под результат? Обычно наоборот происходит»,— отметил Виктор Воробьев.
представитель ТИК #7 Никита Савостьянов заметил, что в жалобе не содержится ни одной претензии к забракованным подписям, и предложил провести повторную проверку. Это подтвердил и представитель госпожи Герасиной, однако он заметил, что не понимает, как может идти речь о повторной проверке комиссией, которую кандидат считает предвзятой.
Решение зарегистрировать Ольгу Герасину было принято девятью голосами «за» при четырех голосах «против». После завершения голосования отстаивавшие отказ в регистрации члены комиссии Алексей Березин и Наргис Ахадова покинули заседание.
Затем прошло обсуждение по жалобе на отказ в регистрации депутата-единоросса Сергея Никешина, который является сторонником спикера ЗакСа Вячеслава Макарова и, как следствие, нежелательным кандидатом для Смольного (который негласно поддерживает госпожу Герасину). Депутат жаловался именно на отбракованные подписи, которые, по его мнению, были признаны недействительными незаконно. Всего их было обнаружено 14,2%.
Олег Зацепа счел, что действительными можно признать только две отбракованных подписи из 161, но на решение СПбИК отказать в регистрации они не повлияют. Ему возразили члены комиссии Дмитрий Краснянский и Ольга Покровская, которые отметили, что Ольга Герасина была зарегистрирована с гораздо большим браком, а следовательно, согласно духу закона, господина Никешина также следует зарегистрировать, но это предложение не нашло отклика у коллег.