Забанено под ключ
На теневом рынке развивается услуга блокировки аккаунтов в Instagram
На теневом рынке начался всплеск интереса к услуге блокировки Instagram-аккаунтов «под ключ», рассказали эксперты по безопасности. Эта услуга базируется на сервисах по накрутке жалоб, эксплуатирующих политику соцсети. Ей могут интересоваться конкурирующие компании, либо недовольные сотрудники, считают эксперты. Причем исполнители услуги зарабатывают как на заказчиках, так и на жертвах, предлагая им заплатить за разблокирование учетных записей.
Последнее время «особый резонанс» приобрели атаки на аккаунты Instagram, которые приводят к их блокировке, сообщается в блоге «Лаборатории Касперского». Услуга «бана под ключ» появилась еще в начале этого года, уточняет основатель сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI Ашот Оганесян. В среднем количество объявлений по этой тематике на теневых форумах варьируется от одного до пяти в месяц, говорит директор по росту BI.Zone Рустэм Хайретдинов.
Заказных блокировок аккаунтов становится больше, поскольку они являются активом: чем больше подписчиков, тем ценнее «актив», объясняет директор по маркетингу российской b2b-платформы для работы с блогерами Epicstars Лейла Салиева. Но, по ее словам, микроблогеры, с которыми работает Epicstars, с такими случаями не сталкивались.
Для блокировки используется массовая подача жалоб на аккаунт или его контент, либо применяются запрещенные массовые действия, на которые реагируют роботы сети, например, подписка, а затем отписка десятков тысяч ботов в течение нескольких часов, рассказывает Ашот Оганесян. Эта услуга ориентирована на людей, далеких от продвижения в социальных сетях, так как, по сути, она является «переупаковкой» сервисов по накрутке жалоб на аккаунты, которые существуют много лет, объясняет он.
Сейчас такие сервисы, по его словам, просят от 10 руб. до 70 руб. за одну жалобу, тогда как стоимость услуги «бана под ключ» составляет в среднем от $200–400.
Один из мошенников, предлагающий подобную услугу, за месяц заработал пятизначные суммы, сообщал американский журнал Vice.
Некоторые авторы указывают срок исполнения до десяти дней, в некоторых объявлениях отмечается, что блокировка гарантирована в 95% случаев, а также есть и объявления, в которых исполнители оценивают вероятность блокировки отдельно и только после оформления сделки и получения ссылки на аккаунт, говорит Рустэм Хайретдинов.
С помощью бана борются с конкурентами, причем делают это как «инстаблогеры», так и интернет-магазины, для многих из которых продажи в Instagram крайне важны, отмечает господин Оганесян.
Он добавляет также, что массовые жалобы на контент нередко применяют фрилансеры, конфликтующие с владельцем аккаунта относительно выполненной работы, но не желающие идти в суд.
Такой инструмент часто используется в конкурентной борьбе, чтобы заблокировать популярный аккаунт и перехватить его аудиторию, согласен руководитель блока специальных сервисов Infosecurity a Softline Company Сергей Трухачев. По его словам, спрос на эту услугу на теневом рынке стабильный.
Иногда злоумышленники зарабатывают и на жертвах подобных атак: они предлагают восстановить учетную запись за $3,5–4 тыс., сообщал Vice. С учетом того, что Instagram не раскрывает причины своих решений, а его поддержка работает медленно, оспорить такую блокировку крайне сложно, говорит Ашот Оганесян. Если проблема с заказными банами станет более массовой, Instagram найдет способы эффективного противодействия этому виду мошенничества, оптимистичен директор по маркетингу Brand Analytics Василий Черный. По оценке менеджера по развитию бизнеса группы компаний Angara Анны Михайловой, пока в Instagram и других социальных сетях более распространены атаки по захвату аккаунта, которые также могут быть элементом конкурентной борьбы.