Под метро подвели финансовую платформу
Нижегородская область первой из регионов получит инфраструктурный бюджетный кредит
Федеральная правительственная комиссия одобрила предоставление Нижегородской области первого бюджетного кредита на реализацию инфраструктурных проектов. Регион получит более 8,37 млрд руб., которые будут направлены на строительство новой станции метро «Сенная», редевелопмент исторического центра Нижнего Новгорода и подготовку коммуникаций под жилищное строительство на юге города. На примере Нижегородской области планируется отработать новый механизм по комплексному развитию территорий. Губернатор Глеб Никитин назвал случившееся «огромной победой». Эксперты отмечают, что новый финансовый инструмент выгоден области, но при его использовании могут возникнуть расхождения в оценках долговой устойчивости региона у Минфина РФ и остальных участников финансового рынка.
Президиум правительственной комиссии по региональному развитию под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина одобрил проект комплексного развития Нижнего Новгорода и прилегающих к нему территорий. По данным областного правительства, на первом этапе регион получит более 8,37 млрд руб. инфраструктурного бюджетного кредита. Средства пойдут на создание инженерных коммуникаций для жилищного строительства на юге города, строительство второй в нагорной части станции метро «Сенная» и редевелопмент исторического центра. Общий бюджет этих проектов — около 410 млрд руб., 75% из которых составят внебюджетные инвестиции. На следующих этапах также планируется задействовать механизм инфраструктурных облигаций.
Нижегородская область стала первым регионом, которому одобрена заявка на выделение бюджетного инфраструктурного кредита.
По словам Марата Хуснуллина, на примере Нижегородской области планируется отработать механизмы комплексного развития территорий, которые будут применяться в других регионах.
Как ранее писал “Ъ-Приволжье”, в середине июля правительство РФ утвердило параметры программы инфраструктурного кредитования. За два года регионам планируется предоставить 500 млрд руб. на развитие транспортной, коммунальной, инженерной и социальной инфраструктуры. Займы будут выделяться на срок не менее 15 лет по ставке не выше 3%. Нижегородская область вошла в число пилотных регионов, претендующих на эти средства. В целом регион рассчитывает привлечь таким образом 61 млрд руб. до 2024 года и направить их на реформу системы общественного транспорта, подготовку к жилищной застройке, модернизацию городского электротранспорта и строительство четырех новых станций метро.
Губернатор Глеб Никитин в своем Instagram назвал решение правительственной комиссии огромной победой и пообещал после празднования 800-летия Нижнего Новгорода регулярно радовать жителей города «появлением новых пространств, объектов, судьбоносных решений».
Комментируя первоочередные проекты, которые будут профинансированы на средства бюджетного кредита, глава области отметил, что развитие южных территорий Нижнего Новгорода для жилищного строительства потенциально даст порядка 2,3 млн кв. м жилья.
Редевелопмент исторического центра будет включать в себя «формирование речного фасада города», а реформа общественного транспорта пройдет «с опорой на внеуличный общественный транспорт — метрополитен и наземный электротранспорт». Также, по словам губернатора, среди первых крупных проектов значится строительство дублера проспекта Гагарина. Корректировать проект продления метрополитена и готовить территории областные власти обещают начать уже до конца 2021 года.
Глава комитета по бюджету и налогам законодательного собрания области Александр Шаронов уверен, что предоставление инфраструктурных кредитов для региона не несет никаких рисков: «Это замещение уже существующих кредитов коммерческих банков. Такая реструктуризация, во-первых, удешевляет стоимость заимствований, во-вторых — удлиняет их по времени.
Это не новые заимствования, это замена тех, что уже есть с улучшением параметров как по времени, так и по стоимости. Это без всяких "но" на фоне растущей инфляции, которая будет обесценивать наши долги».
Старший аналитик рейтингового агентства АКРА Максим Паршин также отметил выгодность инфраструктурных кредитов для регионов, добавив, что эти обязательства не учитываются при определении уровня долговой устойчивости субъекта: «С одной стороны, это хорошо, так как сохраняется уровень долговой устойчивости региона. При получении этих кредитов ни один субъект не изменит группу долговой устойчивости, а значит не будет в большей мере подотчетен Минфину РФ и Счетной палате. С другой стороны, рынок часто ориентируется на одни из показателей долговой устойчивости — размер долга к объемам налоговых и неналоговых доходов. Очевидно, что со стороны Минфина РФ оценка в этом случае будет более положительная, чем со стороны остальных участников финансового рынка».