Книга жизни
В России восстанавливается численность краснокнижных животных
Развитие промышленности, рост городов и загрязнение природы в мире неминуемо сужают ареал многих животных и растений и зачастую ставят их на грань полного уничтожения. В России редкие виды попадают в перечень Красной книги, которая гарантирует их защиту на федеральном уровне и последующее восстановление. Эти мероприятия требуют разработки законодательных мер и существенных средств на их реализацию. Помогать государству готовы бизнес и некоммерческие организации. Совместные усилия уже дают положительные результаты, и численность наиболее уязвимых видов постепенно увеличивается.
С территории России только за последние 400 лет исчезло девять видов и подвидов животных, среди которых тур, степной тарпан, морская корова. Еще 11 объектов живого мира по результатам последней инвентаризации отнесены к категории редкости 0, то есть вероятно исчезнувшие. Среди них популяция бассейна Черного моря атлантического осетра, аборигенная популяция балтийского осетра, красноногий ибис, чернобрюхий глухарь, овсянка Янковского, тюлень-монах, кулан, лошадь Пржевальского и другие.
Не допустить увеличения числа исчезнувших животных и растений призвана Красная книга России, которую ведет Минприроды. По животным Красная книга Российской Федерации издается с 1983 года, по растениям — с 1988 года. Красная книга содержит необходимую информацию о редчайших видах и мерах по их охране: в перечень входят животные, находящиеся под риском исчезновения. Также туда включены представители растительного мира России и грибы.
Но пока список попадающих в Красную книгу животных и растений все же растет. Всего на данный момент в Перечень включены 443 объекта животного мира и 676 видов растений. В последнюю редакцию списка Красной книги, утвержденного в марте 2020 года, включены 43 новых таксона (виды, подвиды, популяции). В том числе 29 птиц, среди которых: чернозобая гагара, красношейная поганка, малая колпица, несколько подвидов и популяций серого гуся и гуменника, чернобрюхий глухарь, морской зуек, краснозобик, и 14 млекопитающих (в том числе восточный длиннокрыл, европейская широкоушка, черношапочный сурок, индийский дикобраз, два подвида песца, полосатая гиена, каспийский тюлень и несколько подвидов и популяций северного оленя).
Основанием для внесения объектов в перечень является опасное сокращение их численности и (или) ареала, увеличение фрагментации ареала, неблагоприятные изменения условий существования или другие данные, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению. Внесением подобных правок и дополнительных ограничений в Красную книгу занимается отдельно созданная комиссия, в состав которой входят представители ведущих научных организаций.
Территория безопасности
Если животное или растение все же попало в Красную книгу, одной из ключевых форм их защиты становится создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в местах его обитания. Сейчас в России насчитывается более 12 тыс. ООПТ, общая площадь которых превышает 240 млн га (с учетом морской акватории), то есть около 13% площади всей страны. Основу системы составляют 229 охраняемых природных территорий федерального значения, включающие 62 государственных природных заповедника, 106 национальных парков, 61 государственный природный заказник федерального значения общей площадью 75 млн га. Морская акватория площадью около 20 млн га входит в состав 35 ООПТ федерального значения. При этом часть российских ООПТ имеет международный статус, а шесть зон являются трансграничными в соответствии с подписанными межгосударственными соглашениями с Финляндией (заповедник «Дружба»), Китаем (заповедник «Озеро Ханка»), Монголией (заповедник «Убсунурская котловина»), Китаем и Монголией (заповедник «Даурия»), Казахстаном (заповедник «Большой Алтай») и Белоруссией (охраняемая территория «Заповедное Поозерье»). В перспективе планируется формировать и другие новые трансграничные ООПТ, в том числе для сохранения амурского тигра и ирбиса.
Такие трансграничные территории обеспечивают свободную миграцию видов, обитающих по обе стороны границы, что нередко является основным условием сохранения популяций крупных млекопитающих. Например, благодаря образованию международного заповедника «Даурия» удалось вернуть в Россию монгольского дзерена — вид копытных, практически исчезнувший из нашей фауны во второй половине XX века. Свободные миграции и эффективная охрана мигрирующих животных позволили им закрепиться на приграничной территории, а позже — расселиться на соседние угодья. За 25 лет численность дзеренов, постоянно обитающих на территории России, возросла от нескольких животных до 15–18 тыс.
Новые механизмы требуют больше средств
Несмотря на подобные успехи, время показало, что классических методов охраны и изучения краснокнижных животных недостаточно, а новые, более современные подходы требуют существенного роста финансирования. С учетом этого за последние десять лет объем инвестиций в ООПТ федерального значения вырос примерно на 30%. Меняются подходы к охране и изучению животных и природных комплексов на ООПТ. Это позволяет заменить пешие маршрутные учеты и патрулирование размещением автоматических камер-фотоловушек и беспилотными летательными аппаратами, современными технологиями (СМАРТ) и дорогостоящим оборудованием. Существенный объем средств федерального бюджета идет также на создание инфраструктуры экологического туризма и экопросвещения в ООПТ: визит-центров, музеев и экотроп. В прошлом году российские охраняемые территории посетили 6,7 млн человек, а за первое полугодие 2021 года — уже 4,8 млн человек. Планируется, что по итогам года эта цифра составит 8 млн человек, а к 2024 году она вырастет до 10,3 млн человек.
Развитие экологического туризма является одним из приоритетов для Минприроды. Но сейчас процесс тормозит отсутствие в законодательстве необходимых правовых механизмов. Решить эту проблему поможет разработка ряда нормативных документов.
Одной из ключевых станет Стратегия развития системы ООПТ на период до 2030 года, регулирующая работу охраняемых территорий. После рассмотрения документа на Общественном совете при Минприроды он будет внесен в правительство. В Минприроды России рассчитывают, что стратегия будет утверждена до конца 2021 года.
Она впервые рассматривает развитие системы ООПТ в России комплексно как единой экологической сети и предусматривает проведение оценки природоохранной эффективности охраняемых зон всех уровней, а также каждой территории в отдельности. Большое внимание в стратегии уделяется подготовке кадров, в том числе внедрению образовательного стандарта в области заповедного дела. Также вводится система показателей и значений для того, чтобы оценить реализацию документа.
«Нам нужен действительно эффективный механизм, который бы на порядок повысил качество работы заповедников, нацпарков и заказников. Поэтому стратегию обсуждали очень широко: с участием регионов, представителей науки, самих ООПТ, общественных организаций, депутатов. Поступило свыше 100 предложений, каждое из которых было рассмотрено»,— отмечает директор заповедного департамента Минприроды России Ирина Маканова.
Ограниченное соседство
Параллельно со стратегией разработан законопроект, который должен заложить единые основы правового регулирования экологического туризма и рекреационной деятельности в ООПТ. Документ впервые вводит само понятие «экотуризм» и систему планирования развития природоохранных территорий, а также создает условия для привлечения частного капитала. В Госдуме законопроект планируется принять в осеннюю сессию во втором и третьем чтениях.
Документ позволит формировать на базе ООПТ туристические кластеры, строить сети мини-гостиниц, гостевых домов, кафе, производства экологически чистых продуктов. Мероприятия по созданию туристической инфраструктуры уже проводятся в рамках национального проекта «Экология» начиная с 2019 года, затрагивая 35 национальных парков. На развитие туризма в рамках проектов было потрачено 522 млн руб., но этой суммы явно недостаточно. Увеличивать объем финансирования государству поможет бизнес и сотрудничество с международными организациями.
Но, отмечают в Минприроды, планы по развитию инфраструктуры и экотуризма должны учитывать и экологический баланс. В ведомстве отмечают, что «нельзя превращать нацпарки в Великую Китайскую стену, где ходят толпы туристов. Стратегия включает меры по минимизации негативного воздействия туризма на природные комплексы. Это касается мест проектирования, строительства и эксплуатации туристической инфраструктуры». Соответствующий документ, который будет включать методические рекомендации по расчету и мониторингу рекреационных нагрузок на ООПТ, будет внесен в правительство в декабре 2021 года.
Копейка кошек бережет
Помимо развития инфраструктуры бизнес готов вкладывать деньги непосредственно в сохранение отдельных видов животных, внесенных в Красную книгу. Отношения компаний и государства регулируется инициативой «Бизнес и биоразнообразие», входящей в периметр федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». Документ в целом предполагает охрану 13 видов животных, требующих принятия первоочередных мер по восстановлению и реинтродукции. Делаться это будет в рамках разработанных Минприроды России «дорожных карт». Помогают государству в восстановлении популяций этих видов и некоммерческие организации.
Так, при финансовой поддержке АНО «Дальневосточные леопарды» на территории национального парка «Земля леопарда» было установлено 400 автоматических камер-фотоловушек. Это самая масштабная в России сеть камер, благодаря чему проводятся наблюдения за каждым дальневосточным леопардом, живущим в парке, каждое животное ученые знают «в лицо». Средства, выделенные АНО «Дальневосточные леопарды» и «Центр "Амурский тигр"» для приобретения кормов для диких копытных, организацию подкормочных площадок и солонцов, на организацию системы охотничьего надзора, оперативных групп инспекторов и поддержку мероприятий по борьбе с браконьерством, позволили существенно поднять численность тигров и леопардов в дальневосточных заповедниках и национальных парках.
Благодаря поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF) зимой 2014–2015 годов проведен сплошной учет тигра. Фонд финансирует ежегодный мониторинг тигра, учет численности и мониторинг состояния дальневосточного аиста, снежного барса, аргали, восстановление переднеазиатских леопардов, зубра, поддержку «Медвежьих патрулей» по сохранению белого медведя, в работе которых участвует коренное население. Благодаря Фонду российские ООПТ оснащаются современной автомобильной и прочей транспортной техникой и оборудованием.
Также в рамках инициативы «Бизнес и биоразнообразие» Минприроды заключило соглашения о взаимодействии с рядом коммерческих организаций, которые предусматривают финансирование наиболее важных мероприятий по сохранению и мониторингу приоритетных видов федерального проекта.
В частности, ПАО «НК "Роснефть"» в рамках договоренностей с государством должно обеспечить оценку современного состояния популяций (включая численность, плотность распределения, оценку здоровья) одного из приоритетных видов федерального проекта — белого медведя, а также других видов—индикаторов состояния Арктики (моржа, белой чайки, дикого северного оленя). Соглашение с АО «Зарубежнефть» предполагает мероприятия по сохранению и реинтродукции стерха (белого журавля), а также реализацию проекта «Полет надежды». Сотрудничество с ПАО ЛУКОЙЛ включает мероприятия по учету и мониторингу сайгака. А банк ВТБ должен обеспечить поддержку мероприятий по сохранению биологического разнообразия, в том числе по сохранению и реинтродукции крупных кошачьих (переднеазиатского леопарда).
На пути восстановления
Благодаря совместным действиям государства и компаний по нескольким видам животных наметилось значительное улучшение. Так, за последние десять лет численность популяции амурского тигра выросла на 120 особей и составляет 580 особей. Это в несколько раз выше уровня 1940-х годов, когда интенсивное истребление этой большой кошки привело к тому, что из тысячной популяции на Дальнем Востоке осталось всего 50 животных. Введение тогда запрета охоты на тигра, отлова тигрят, усиление ответственности за браконьерство смогло лишь остановить стремительное сокращение численности. Для увеличения количества тигров потребовалось почти 80 лет интенсивной природоохранной работы, создания на четверти ареала тигра особо охраняемых природных территорий со строгим режимом охраны, восстановления численности копытных животных — кормовой базы тигров, введения запрета на заготовку кедра корейского и ореха маньчжурского — миллиарды рублей на восстановление вида. Важной вехой в защите тигров стало утверждение в 2010 году глобальной программы его восстановления, а также внутренней Стратегии сохранения амурского тигра. Для их реализации тогда же был создан центр «Амурский тигр», который аккумулирует средства для реализации мероприятий по восстановлению тигра, а также создания оптимальной системы его охраны и разрешения конфликтных ситуаций. С тех пор увеличилось не только количество животных этого вида, но и расширился ареал его обитания. Если в 2010 году амурские тигры жили на территории двух субъектов России: в Приморском и Хабаровском краях, то сейчас они обитают также на территории Амурской области и Еврейской автономной области.
Еще одним успешным опытом стало увеличение численности самой редкой крупной кошки в мире — дальневосточного леопарда. К 2021 году число этих животных выросло почти вдвое, до 113 особей. Хотя в начале 2000-х годов, когда экологи и правительство приступили к реализации мер по сохранению редкого хищника, численность вида не превышала 30 особей. Для сохранения редкой кошки в 2012 году был создан национальный парк «Земля леопарда», в границах которого сохраняется около 80% ареала дальневосточного леопарда.
Помимо этого почти в три раза увеличилась численность вольноживущей популяции зубра (до 1378 особей). Исчезновение этого вида было вызвано уничтожением местообитаний (вырубка и выжигание лесов, преобразование лесных массивов в сельскохозяйственные угодья) и неограниченной охотой. Последние дикие популяции вида были уничтожены в начале ХХ века. Долгие годы разведения — сначала в зоопарках и питомниках, а потом и в природе — смогли увеличить численность мирового стада с 48 животных в 1927 году до 8461 особи к 2020 году. Сейчас мероприятия по восстановлению численности зубра в России включают их разведение в двух специально созданных питомниках и последующее перемещение и реинтродукцию зубра в природу как для усиления уже созданных вольноживущих группировок, так и для создания новых группировок в пределах исторического ареала.
В то же время остаются виды, для создания устойчивой популяции которых предстоит еще много работы. В первую очередь это переднеазиатский леопард, который до середины ХХ века был широко распространен на российском Кавказе, но к 1950-м годам во многих районах был полностью уничтожен. Сейчас единичные особи этой большой кошки встречаются лишь в наименее доступных местах Восточного Кавказа, а их группировка поддерживается лишь за счет редких заходов леопарда через закавказские республики из Северного Ирана. По мнению ученых, самовосстановление кавказской популяции леопарда в ее настоящем состоянии невозможно. Так что с 2007 года в России действует программа по формированию в неволе группы размножающихся животных и их последующей реинтродукции в природу, а также подписано несколько меморандумов с иностранными организациями. В рамках этого сотрудничества в созданный на территории Сочинского национального парка Центр восстановления переднеазиатского леопарда доставлены особи из Туркмении, Ирана и Лиссабонского зоопарка, ставшие родительскими животными. От них за 2013–2021 годы родился 21 котенок. За последние пять лет в природу было выпущено десять леопардов, подготовленных в центре. Сейчас в дикой природе предположительно обитают шесть особей, в то время как в центре остаются еще 13 леопардов.
Аналогичная работа ведется в отношении лошади Пржевальского. С момента открытия для науки этой особи до ее полного уничтожения в природе прошло всего 70 лет: в 1970-х годах дикие лошади исчезли. И хотя сохранить природную популяцию не удалось, усилия специалистов многих стран помогли создать устойчивую, размножающуюся группировку диких лошадей в зоопарках и питомниках мира. За последние 20 лет общая численность лошади Пржевальского в мире остается более или менее стабильной — около 2–2,5 тыс. особей. В России в 2015 году стартовала программа по созданию полувольной популяции лошади Пржевальского в Оренбургском заповеднике, цель которой формирование популяции лошади Пржевальского в пределах исторического ареала на территории России на сохранившихся степных участках Оренбургской степи, в рамках которого создан Центр реинтродукции лошади Пржевальского. В настоящее время там содержится 69 особей лошадей Пржевальского, 38 из которых родились в центре.
Главный координатор проектов по сохранению редких видов животных WWF России Наталья Дронова отмечает, что в работе по ведению Красной книги есть положительная динамика. В частности, поясняет она, помимо общей Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации разрабатываются аналогичные документы до 2030 года по каждому отдельному виду с «дорожными картами». Часть из них, например по сайгаку и зубру, уже утверждена. По мнению эксперта, такие стратегии более эффективны, так как в них прописываются конкретные задачи, целевые показатели и определены предстоящие мероприятия по сохранению каждого конкретного вида. Госпожа Дронова отмечает, что за последние 20 лет очень много сделано в области охраны животных и растений и теперь важно поддерживать темпы развития этого направления.
Этому способствует более тесное и эффективное взаимодействие государства с экспертными научными и общественными организациями, которое сложилось в последние годы. Так, отмечает Наталья Дронова, правительство ведет диалог с ключевыми специалистами в рамках рабочих групп, созданных по каждому виду при Минприроды России, а их мнение учитывается при разработке стратегических и нормативных документов.
Дополнительный наглядный материал о Минприроды России в telegram-канале @prirodovedenie_rus