Оценивающие и оцениваемые
Два проекта к 90-летию Зверева
Коллекционер Георгий Костаки называл Зверева русским Ван Гогом. В этом году художнику-авангардисту исполнилось бы 90 лет. К дате Музей AZ приурочил проекты, которые будут идти в Москве в течение всей осени.
Отмечать юбилей Анатолия Зверева начали 8 сентября. Речь идет о выставке в Музее AZ «А судьи кто?». С одной стороны, это те, кто выберет лучших в конкурсе арт-проектов памяти Анатолия Зверева. С другой — те, кто формировал российскую арт-сцену на протяжении последних десятилетий. Экспозиция разворачивается на трех этажах музея и объединяет работы звезд российского художественного мира. Куратор проекта Полина Лобачевская зарифмовала абстракции Владимира Наседкина с фигурами Гриши Брускина, ранние метафизические композиции Франциско Инфанте c виртуальными структурами его сына Платона Инфанте, футуристические образы Сергея Шутова с видеоинсталляцией Аристарха Чернышева. С отдельными «номерами» выступают Сергей Братков (с новой видеоработой) и Ираида Юсупова (с фрагментами видеооперы).
Вторая часть юбилейного проекта тоже запланирована на эту осень. На ней будут показаны работы номинантов Премии Зверева, Zverev Art Prize. Конкурс арт-проектов на ее соискание стартовал в феврале 2021 года. Девизом стал знаменитый афоризм мирискусников, переформулированный Зверевым в его автобиографии: фразу «Жизнь скована, искусство свободно» каждый участник мог интерпретировать и воплотить в жизнь по-своему. Всего на конкурс было подано более двух тысяч заявок из 169 городов России и 32 стран мира. В ходе тайного голосования членов жюри сложился список из 50 авторов, чьи произведения — от живописных серий и экспериментальных видео до инсталляций и скульптур — стали экспонатами выставки.
Перед кураторами Антонио Джеузой и Сергеем Соловьевым стояла задача показать характерный срез современного искусства и тенденции сегодняшней российской арт-сцены. Как отметил первый, самый большой вызов в кураторстве крупномасштабной выставки, на которой представлено 50 работ, отличающихся друг от друга по типологии и размеру,— это избежать формата «арт-ярмарки». Кроме того, важно учитывать, что выставка представляет номинантов премии. «В этом случае задача куратора — найти определенный баланс, чтобы одна работа не доминировала над другими,— считает Джеуза.— Проблему можно решить, если на время забыть о конкурсе и сосредоточиться на том, чтобы выставить работу как можно ближе к идеалу автора». Победителями премии Zverev Art Prize станут трое художников. Своего победителя на правах официального партнера конкурса выберет и «Коммерсантъ. Арт», подробнее о нем будет рассказано в ноябрьском номере.
Две части проекта показывают настоящее и будущее российской арт-сцены. По мнению кураторов, возможно, именно сейчас историческая спираль идет на новый виток. Как когда-то искусство Анатолия Зверева вдохновляло современников, давало им глоток свежего воздуха и выводило за пределы серых будней, так и сегодня с именем художника может быть связан поиск новых жизненных и художественных ориентиров.