Банкиры освоили маркетплейсы
На рынке кредитования микробизнеса появились новые клиенты
В сегменте микробизнеса сформировалась новая категория клиентов — «селлеры», предприниматели, реализующие продукцию через маркетплейсы и испытывающие необходимость в заемных средствах. Объем рынка кредитования селлеров оценивается сейчас примерно в 10 млрд руб., но будет быстро расти. Но работа с ними не слишком интересна крупным банкам — нишу занимают микрофинансисты и кредитные организации, специализирующиеся на работе с малым и средним бизнесом (МСБ).Последние готовые предлагать селлерам специализированные продукты.
«Факторинг плюс» (входит в группу Qiwi) в июле запустил специальный проект по финансированию селлеров — Sellplus. По оценкам компании, потребность селлеров маркетплейсов в заемных средствах сейчас достигает 10 млрд руб. и в перспективе следующих двух лет потенциальный объем рынка может увеличиться до 100 млрд руб.
Продавцов маркетплейсов в отдельный сегмент выделяют также «Тинькофф» и «Точка» (подразделение «Открытия», специализирующееся на работе с МСБ).
«У людей появились характерные, новые для рынка потребности, а значит, возможности,— говорит сооснователь "Точки" Евгения Евлютина.— Это новый растущий сегмент, для которого необходимо создавать узкоспециализированные продукты».
По данным аналитического проекта Tinkoff CoronaIndex, объем рынка онлайн-торговли растет на 30–40% каждый год, и доля маркетплейсов внутри этого рынка также будет увеличиваться. На рынке сейчас представлено около 100 тыс. компаний-селлеров и их число может вырасти до 300–400 тыс. в ближайшие пару лет, считают в «Точке».
Финансисты выносят селлеров в отдельный сегмент из-за особенностей бизнеса: основной метрикой для проведения скоринга становится статистика продаж на маркетплейсе, поясняет гендиректор «Факторинг Плюс» Виктор Вернов. Крупным банкам невыгодно предоставлять таким клиентам расчетно-кассовое обслуживание, так как большая доля выходящих на маркетплейсы — новички, чей срок жизни меньше шести месяцев, они вряд ли будут сверхприбыльными, добавляет госпожа Евлютина. «Точка» в оценке опирается на данные продаж прямо с маркетплейсов, рейтинги продавца и продуктов, приводит пример она: это позволяет управлять риском почти как по классическим кредитам.
«Это новый сегмент потребителей заемных средств, который пока не в фокусе внимания крупных банков из-за невысокого среднего чека и небольшого пока объема рынка. Частично потребность селлеров в заемных средствах покрывается за счет МФО и банковских кредитов, которые их учредители могут получить как физлица»,— полагает господин Вернов.
Как физлица владельцы таких ИП, доход которых зависит от продаж на маркетплейсе, также оцениваются банками как рискованные и не могут претендовать на большие лимиты по кредитным продуктам, добавляет собеседник “Ъ” в крупном банке.
Микрофинансисты подтверждают интерес к сегменту, но займы этой категории клиентов пока выдают с осторожностью. Общий объем действующих займов субъектам малого бизнеса членов СРО «МиР» за год вырос на 46%, а за два года — на 75%, уточняет председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. Средняя сумма займа составляет порядка 2,5 млн руб., что как раз соответствует потребности селлеров. «В то же время значительная доля таких клиентов не соответствует текущему уровню риск-аппетита большинства МФО,— продолжает господин Мехтиев.— Этот сегмент потребителей еще предстоит оценить».
В 2020–2021 годах маркетплейсы и службы доставки стали основными индустриями, получившими дополнительные возможности для развития своего бизнеса, говорит директор и руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора «Делойт» в СНГ Максим Налютин. Многие компании-селлеры ранее реализовывали свои товары по неофициальным каналам и, соответственно, не имеют подтверждаемой отчетности по оборотам. Сейчас, добавляет эксперт, уровень проникновения финансовых продуктов в микробизнесах невелик и имеет высокий потенциал роста.