Пора в школу, мамочки
Психолог о том, как подготовить себя и ребенка к школе
Школьная форма наглажена, канцелярские товары закуплены, рюкзак выбран, но выдыхать еще рано. Осталось понять, готов ли ребенок к школе, и настроить себя на то, чтобы не срываться на крик при очередном напоминании: «Делай уроки». Медицинский психолог, специалист по педагогическому консультированию, коррекции эмоциональных состояний у детей клиники Глазуновой Дарья Ким о том, как морально подготовиться к учебному году.
— Когда и с чего нужно начать подготовку к школе? Что такое психологическая готовность ребенка к школе?
— Если мы говорим о подготовке в плане знаний, то начинать активно заниматься лучше за год до школы. Можно с ребенком каждый день проводить небольшое занятие: математика, изучение букв или развитие мелкой моторики. Главное, помнить, что лучше это делать в игровой форме и не больше получаса. При этом следить, чтобы ребенок не переутомлялся. Тогда лучше сделать перерыв или переменку и потом продолжить занятие, чтобы не отбить желание у дошкольника к учебной деятельности. Возможно, что ребенок посещает подготовительные занятия в той школе, где будет учиться. Это может помочь ему легче адаптироваться к новой деятельности и новому статусу. Еще можно за месяц-полтора подстроить режим ребенка ближе к школьному, чтобы ему легче было вставать и собираться на занятия.
Психологическая готовность ребенка к школе — это характеристика психического развития ребенка возраста 6–7 лет, состоящая из сформированных способностей и свойств, которые дают возможность учиться и принять социальную позицию школьника. То есть у ребенка должны быть необходимые знания, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.
Готовность взаимодействовать с окружающими: чтобы ребенок мог наладить контакты с другими детьми и был способен выполнять требования взрослого, в том числе учителя. Умел контролировать свое поведение, старался объяснить причины своих поступков. Помимо этого, у будущего школьника должна быть развита волевая сфера: если ребенок умеет планировать свои собственные действия, способен напряженно трудиться, умеет контролировать свое поведение, умственную деятельность, то у него сформирована волевая готовность к школе. Обычно в детском саду педагоги-психологи оценивают психологическую готовность ребенка, поэтому родители могут поинтересоваться данными результатами.
Однозначно не стоит давить на ребенка фразами: «Это твоя работа. Туда надо ходить»
— Чаще всего дети говорят, что хотят в школу, а что делать, если ребенок прямо заявляет: «Не хочу»?
— Однозначно не стоит давить на ребенка фразами: «Это твоя работа. Туда надо ходить» и т. д. Вполне возможно, что у него есть определенные трудности или опасения, связанные с учебой. Поэтому стоит узнать у ребенка, почему он не хочет в школу. У первоклассников обычно возникают трудности с социальной адаптацией. Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке, он не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями, а также, возможно, пытается оправдать завышенные ожидания родителей касаемо учебы. В таких ситуациях необходима поддержка родителей, так как у ребенка сейчас происходит адаптация к новому жизненному этапу. Этот период длится от месяца до полугода, потом уровень тревожности у детей младшего школьного возраста обычно снижается и все приходит в норму.
— Если игнорировать психологическую неготовность ребенка к школе, чем это может обернуться?
— Ребенок может не справиться с усвоением учебной программы, и его могут оставить на второй год. Это может для него стать неудачей, он начнет оценивать себя с негативной стороны. Если же возникают сложности в социальной адаптации, то ребенок может стать изгоем в классе или избегать посещения школы: просто туда не ходить или часто болеть. То есть могут появиться психические расстройства, такие как тревожное или депрессивное.
— Как понять по своему ребенку, что стоит обратиться к психологу за помощью?
— Если начали замечать, что посещение школы стало для ребенка невыносимым, он всячески ищет оправдание, чтобы туда не идти. Нарушился сон: стал хуже засыпать или больше спать, например, после школы хочет поспать, хотя раньше такого не было. Могут беспокоить кошмары. Изменился аппетит. Поменялось поведение: стал замкнутым, говорит о себе в негативных выражениях, появилась плаксивость или повышенная раздражительность; повышенное беспокойство, из-за которого сложно усидеть на месте, например, ерзает по стулу во время обеда или выполнения уроков.
Если родители не могут помочь или грамотно разобраться в ситуации, лучше не затягивать и обратиться к специалистам: психологу или психотерапевту.
— Школа — это стресс и для родителей. Можно ли как-то настроить себя на правильный лад, чтобы в будущем избежать основных ошибок, к примеру, правильно реагировать на оценки, не срываться на крик, заставляя делать домашнее задание, и пр.?
— Думаю, что со всеми сложностями, которые могут возникнуть у ребенка независимо от возраста, лучше пользоваться хорошим воспитательным принципом: поступайте с ребенком так и относитесь к ребенку так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Представьте, вы получили плохую оценку. Наверняка расстроились. Хотели бы вы, чтобы на вас еще и накричали? Если ребенок не хочет выполнять домашнее задание, возможно, у него есть с этим какие-то сложности? Можно предложить ему помощь. Школа длится всего лишь 11 лет, а ваши отношения с ребенком — всю жизнь. Поэтому лучше поддерживать с ребенком доверительные отношения, а когда возникнут сложные ситуации, оказать ему необходимую поддержку.
— И последний вопрос. Сегодня как никогда актуальна проблема буллинга. Есть ли какие-то практические советы, с помощью которых можно уберечь ребенка от травли в школе?
— Наилучший способ избежать буллинга в школе — это воспитывать стрессоустойчивого ребенка. Такой ребенок уверен в себе, у него есть увлечения, он может отстаивать свою позицию и говорить «нет». Умеет описывать свое настроение, чувства, а также различать и понимать чувства, эмоции окружающих. У него отсутствует страх и тревожность. Близкие люди его поддерживают. Обычно таких детей агрессоры не трогают, понимают, что это бесполезно, они не принесут ожидаемой реакции, а может, вообще дадут отпор буллерам.
Эти и многие другие вопросы, касающиеся воспитания детей, мы обсуждаем и разбираем на родительском клубе в клинике Глазуновой. Такие встречи проходят дважды в месяц, и мы будем рады помочь разобраться в насущных проблемах и поддержать родителей в таком нелегком процессе, как воспитание ребенка.