Обновлено 12:28

Учат не в школе

Личный опыт семейного образования

Старшая Марьяна учится в девятом классе, младшая Ксюша — в пятом. У девочек хорошая успеваемость

Виктория Бурдовицына с супругом решились перевести двух дочерей на семейное образование несколько лет назад. Сегодня старшая Марьяна учится в девятом классе, младшая Ксюша — в пятом. У девочек хорошая успеваемость, несмотря на то, что единственным их учителем является мама, а занятия могут проходить в парке или на полу в гостиной. Kids выяснял, можно ли дать качественное образование ребенку без школы и как организовать учебный процесс на дому?

Тонкости терминологии

В первую очередь не стоит путать домашнее и семейное обучение. На домашнем обучении занимаются дети, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья: к ним домой приходят учителя, и за их образование отвечает школа. При семейном образовании ответственность за обучение ребенка несут родители, школа лишь проводит аттестацию. Также есть очно-заочная форма обучения. Это когда родители выбирают, какие уроки ребенок будет изучать в школе, а какие — самостоятельно. Для того чтобы перевести ребенка на семейное образование, достаточно уведомить местный департамент образования о принятом решении и написать соответствующее заявление в школу, к которой будет прикреплен ребенок. Однако не все школы охотно берут таких учеников.

«Мы не против школы, но...»

Виктория Бурдовицына по образованию психолог, кроме того, у нее есть опыт преподавания в училище. «Форма образования была выбрана семейная с самого начала. Почему? Мы переехали в станицу Новотитаровскую Краснодарского края из Томска. В “хорошую” школу нужно было далеко возить, а в нашей школе система образования меня не устраивала. Мы не против школы, я знаю достаточное количество хороших педагогов, но им сложно реализовать весь свой потенциал в нынешних условиях. Это и переполненные классы, и большое количество бумажной работы. Обучая своих детей дома, в силу индивидуального подхода мы сокращаем время на освоение школьной программы, а значит, у детей есть больше времени для самоопределения и развития своих способностей»,— делится Виктория Бурдовицына.

По ее словам, все, что понадобилось для организации семейного образования,— энтузиазм и интернет. Главные сложности на первом этапе — недостаток информации.

«Мы искали информацию везде и ищем до сих пор, я сама учусь постоянно. К тому же я поставила целью найти единомышленников, для этого создала сообщество семейного образования в Краснодаре (сегодня в группе более 5 тыс. подписчиков.— Прим. ред.). Еще были сложности с принятием нашего выбора родственниками, но время все поставило на свои места»,— рассказывает Виктория Бурдовицына.

Геометрия по Ютубу

Виктория Бурдовицына говорит, что начальная школа — самый простой этап, дальше — сложнее, но и дети становятся самостоятельнее: «Сейчас девочки занимаются преимущественно сами. Я являюсь больше тьютором или администратором. Но мы стараемся начинать каждое учебное утро с совместного чтения и занятий по этому произведению. Как правило, это блок, состоящий из художественного произведения, книг по искусству, географии, биологии, и книга по саморазвитию. Раньше еще был “Круг чтения” Льва Толстого. Надо бы вернуться к нему».

Кстати, учиться можно по любым ресурсам, любым программам, применять любые методики. «В прошлом году дочь, изучая геометрию, перебрала пять разных каналов на YouTube, и только пятый преподаватель, как она выразилась: “Объясняет так, как мне понятно”. Для нас самым непростым сейчас является иностранный язык, но и это решаемо. Нужна языковая практика»,— объясняет Виктория Бурдовицына. А вот сдавать аттестации можно только по утвержденным программам, более того, только тем, что выбирает школа, к которой вы прикреплены.

Несмотря на затраченные усилия, Виктория Бурдовицына говорит, что они довольны выбором: «Такой вариант обучения дает нам свободу выбора: когда, как и где учить. В том числе выбора преподавателя и темпа обучения, свободу передвижения независимо от каникул. У девочек хорошая успеваемость: у старшей одна четверка, у младшей — две, остальные пятерки. Дети занимаются, помимо школы, в театральной студии, изостудии. Старшая дочь готовится к поступлению в художественный вуз. Ксения учит японский язык, занимается лепкой из глины». Виктория Бурдовицына регулярно спрашивает дочерей, не хотят ли они пойти в школу, они отвечают, что нет: «У детей всегда есть выбор, где и как учиться. Если захотят пойти в школу, мы не будем препятствовать».

По мнению Виктории Бурдовицыной, семейная форма обучения дает свободу выбора

Подходит не всем

Однако семейное образование подойдет далеко не всем. «Обучение на дому подходит только тем родителям, кто готов взять на себя ответственность целиком. И не подходит тем, кто не стремится развиваться и постоянно учиться сам, кто не готов тратить на это свое время, силы и терпение»,— заключает Виктория Бурдовицына.

По мнению психолога Ирины Голубевой, все большее количество родителей выбирает для своих детей семейное обучение, и причин этому несколько: сложные отношения со школьной системой, уход от административного ресурса и регуляции учебного процесса, свобода в подаче материала, возможность фокусироваться и развивать те сферы, которые наиболее интересны ребенку. «Зачастую семейное обучение дает больше свободного времени для ребенка, которое можно посвятить развитию других важных направлений. Я знаю много историй юных спортсменов, для которых семейное образование оказалось единственным выходом.

Семейное образование — это прекрасный способ выбрать индивидуальную образовательную траекторию. Ведь в школе большинство классов перегружены, один учитель просто не в состоянии уделять достаточное время каждому ученику, поэтому вынужден ориентироваться на средний результат. В семейном образовании этот фактор исключен: родители вовлечены в учебный процесс, находятся рядом с ребенком, у них есть важное совместное дело. Однако такая система обучения требует высокой отдачи от родителей, большого количества времени на подготовку учебного материала и организацию учебного процесса. Не говоря уже о дисциплине и собственной высокой мотивации. Разумеется, не у всех родителей есть такая возможность и внутренние ресурсы.

Виктория Бурдовицына говорит, что они довольны выбором: «Такой вариант обучения дает нам свободу выбора: когда, как и где учить»

Если говорить о детях, то, несмотря на преимущества семейного образования, есть и недостатки. Какой бы ни была школа, ребенок получает важный опыт взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми. Ищет и находит друзей, учится быть в коллективе, выдерживать напряжение конкуренции в классе, получает или не получает поддержку в разрешении возникающих проблем. И это важный этап развития и получения жизненного опыта. Поэтому родителям, которые выбирают семейное образование, важно обращать внимание на социализацию ребенка, давать ему возможность встречаться с друзьями, находиться в любых подходящих детских коллективах. Ведь если для детей 2–4 лет основная социализация происходит в семье, то для младших и старших подростков необходимо признание сверстников, идентичность с группой своих ровесников.

Мне кажется хорошим выходом объединение родителей-единомышленников, которые распределяют между собой преподаваемые предметы, устраивают конференции, спектакли и пр.»,— отмечает психолог.

Наталья Решетняк

Вся лента