Учат не в школе
Личный опыт семейного образования
Виктория Бурдовицына с супругом решились перевести двух дочерей на семейное образование несколько лет назад. Сегодня старшая Марьяна учится в девятом классе, младшая Ксюша — в пятом. У девочек хорошая успеваемость, несмотря на то, что единственным их учителем является мама, а занятия могут проходить в парке или на полу в гостиной. Kids выяснял, можно ли дать качественное образование ребенку без школы и как организовать учебный процесс на дому?
Тонкости терминологии
В первую очередь не стоит путать домашнее и семейное обучение. На домашнем обучении занимаются дети, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья: к ним домой приходят учителя, и за их образование отвечает школа. При семейном образовании ответственность за обучение ребенка несут родители, школа лишь проводит аттестацию. Также есть очно-заочная форма обучения. Это когда родители выбирают, какие уроки ребенок будет изучать в школе, а какие — самостоятельно. Для того чтобы перевести ребенка на семейное образование, достаточно уведомить местный департамент образования о принятом решении и написать соответствующее заявление в школу, к которой будет прикреплен ребенок. Однако не все школы охотно берут таких учеников.
«Мы не против школы, но...»
Виктория Бурдовицына по образованию психолог, кроме того, у нее есть опыт преподавания в училище. «Форма образования была выбрана семейная с самого начала. Почему? Мы переехали в станицу Новотитаровскую Краснодарского края из Томска. В “хорошую” школу нужно было далеко возить, а в нашей школе система образования меня не устраивала. Мы не против школы, я знаю достаточное количество хороших педагогов, но им сложно реализовать весь свой потенциал в нынешних условиях. Это и переполненные классы, и большое количество бумажной работы. Обучая своих детей дома, в силу индивидуального подхода мы сокращаем время на освоение школьной программы, а значит, у детей есть больше времени для самоопределения и развития своих способностей»,— делится Виктория Бурдовицына.
По ее словам, все, что понадобилось для организации семейного образования,— энтузиазм и интернет. Главные сложности на первом этапе — недостаток информации.
«Мы искали информацию везде и ищем до сих пор, я сама учусь постоянно. К тому же я поставила целью найти единомышленников, для этого создала сообщество семейного образования в Краснодаре (сегодня в группе более 5 тыс. подписчиков.— Прим. ред.). Еще были сложности с принятием нашего выбора родственниками, но время все поставило на свои места»,— рассказывает Виктория Бурдовицына.
Геометрия по Ютубу
Виктория Бурдовицына говорит, что начальная школа — самый простой этап, дальше — сложнее, но и дети становятся самостоятельнее: «Сейчас девочки занимаются преимущественно сами. Я являюсь больше тьютором или администратором. Но мы стараемся начинать каждое учебное утро с совместного чтения и занятий по этому произведению. Как правило, это блок, состоящий из художественного произведения, книг по искусству, географии, биологии, и книга по саморазвитию. Раньше еще был “Круг чтения” Льва Толстого. Надо бы вернуться к нему».
Кстати, учиться можно по любым ресурсам, любым программам, применять любые методики. «В прошлом году дочь, изучая геометрию, перебрала пять разных каналов на YouTube, и только пятый преподаватель, как она выразилась: “Объясняет так, как мне понятно”. Для нас самым непростым сейчас является иностранный язык, но и это решаемо. Нужна языковая практика»,— объясняет Виктория Бурдовицына. А вот сдавать аттестации можно только по утвержденным программам, более того, только тем, что выбирает школа, к которой вы прикреплены.
Несмотря на затраченные усилия, Виктория Бурдовицына говорит, что они довольны выбором: «Такой вариант обучения дает нам свободу выбора: когда, как и где учить. В том числе выбора преподавателя и темпа обучения, свободу передвижения независимо от каникул. У девочек хорошая успеваемость: у старшей одна четверка, у младшей — две, остальные пятерки. Дети занимаются, помимо школы, в театральной студии, изостудии. Старшая дочь готовится к поступлению в художественный вуз. Ксения учит японский язык, занимается лепкой из глины». Виктория Бурдовицына регулярно спрашивает дочерей, не хотят ли они пойти в школу, они отвечают, что нет: «У детей всегда есть выбор, где и как учиться. Если захотят пойти в школу, мы не будем препятствовать».
Подходит не всем
Однако семейное образование подойдет далеко не всем. «Обучение на дому подходит только тем родителям, кто готов взять на себя ответственность целиком. И не подходит тем, кто не стремится развиваться и постоянно учиться сам, кто не готов тратить на это свое время, силы и терпение»,— заключает Виктория Бурдовицына.
По мнению психолога Ирины Голубевой, все большее количество родителей выбирает для своих детей семейное обучение, и причин этому несколько: сложные отношения со школьной системой, уход от административного ресурса и регуляции учебного процесса, свобода в подаче материала, возможность фокусироваться и развивать те сферы, которые наиболее интересны ребенку. «Зачастую семейное обучение дает больше свободного времени для ребенка, которое можно посвятить развитию других важных направлений. Я знаю много историй юных спортсменов, для которых семейное образование оказалось единственным выходом.
Семейное образование — это прекрасный способ выбрать индивидуальную образовательную траекторию. Ведь в школе большинство классов перегружены, один учитель просто не в состоянии уделять достаточное время каждому ученику, поэтому вынужден ориентироваться на средний результат. В семейном образовании этот фактор исключен: родители вовлечены в учебный процесс, находятся рядом с ребенком, у них есть важное совместное дело. Однако такая система обучения требует высокой отдачи от родителей, большого количества времени на подготовку учебного материала и организацию учебного процесса. Не говоря уже о дисциплине и собственной высокой мотивации. Разумеется, не у всех родителей есть такая возможность и внутренние ресурсы.
Виктория Бурдовицына говорит, что они довольны выбором: «Такой вариант обучения дает нам свободу выбора: когда, как и где учить»
Если говорить о детях, то, несмотря на преимущества семейного образования, есть и недостатки. Какой бы ни была школа, ребенок получает важный опыт взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми. Ищет и находит друзей, учится быть в коллективе, выдерживать напряжение конкуренции в классе, получает или не получает поддержку в разрешении возникающих проблем. И это важный этап развития и получения жизненного опыта. Поэтому родителям, которые выбирают семейное образование, важно обращать внимание на социализацию ребенка, давать ему возможность встречаться с друзьями, находиться в любых подходящих детских коллективах. Ведь если для детей 2–4 лет основная социализация происходит в семье, то для младших и старших подростков необходимо признание сверстников, идентичность с группой своих ровесников.
Мне кажется хорошим выходом объединение родителей-единомышленников, которые распределяют между собой преподаваемые предметы, устраивают конференции, спектакли и пр.»,— отмечает психолог.