Министерствам предъявили цифру
Представлен рейтинг руководителей цифровой трансформации федеральных ведомств
Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко в пятницу назвал лидеров среди федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) по цифровой трансформации в первом полугодии 2021 года. Лучшими стали Росаккредитация, ФНС и Минкультуры. По данным “Ъ”, все ФОИВ в рейтинге (в нем участвуют 63 ведомства) поделены на три группы: передовики, основная и отстающие. Правительство намерено проводить ранжирование ежемесячно, что может стать головной болью для руководства ведомств, задачи которых по цифровизации неоднородны.
Информацию о ведомствах, возглавивших рейтинг ФОИВ, сообщил Дмитрий Чернышенко на совещании с руководителями цифровой трансформации ведомств. При этом он не обозначил отстающих, указав лишь, что есть те, кто набрал наименьшее количество баллов.
«Рейтинги руководителей цифровой трансформации показывают нам комплексную картину оценки качества выполнения поручений, реализации ведомственных программ цифровой трансформации (ВПЦТ) и кассового исполнения»,— пояснил вице-премьер.
В распоряжении “Ъ” оказались результаты рейтинга и методика его составления. При оценке эффективности и результативности руководителей цифровой трансформации (РЦТ) учитывались степень достижения показателей результативности цифровой трансформации (коэффициент 0,4), финансовая дисциплина исполнения ВЦПТ (коэффициент 0,2) и оперативный рейтинг выполнения показателей эффективности и результативности РЦТ (коэффициент 0,4). Оперативный рейтинг формирует РАНХиГС к совещаниям у вице-премьера с РЦТ. К критериям результативности в том числе относятся вывод госуслуг и госфункций в электронный вид на портал «Госуслуг», кассовое исполнение, степень кадровой обеспеченности, доля проникновения технологий искусственного интеллекта (ИИ-зрелость). По словам господина Чернышенко, перевод социально значимых госуслуг в цифровой формат должен быть на особом контроле у руководителей ФОИВ, так как эта работа ведется по поручению президента.
Все участники рейтинга по итогам были разбиты по группам: лидирующая (оценка 40% и выше); основная (оценка от 20% до 40%) и отстающая (оценка менее 20%). В группе лидеров оказались 23 ФОИВ, ее замыкают Росстат, Росархив и Минтруд (ведомства перечислены в порядке убывания). Минцифры, осуществляющее мониторинг хода реализации ВПЦТ ФОИВ, расположилось на 17-й строчке рейтинга.
В основной группе оказались 34 ФОИВ, в отстающей группе — шесть: ФАДН, Минэкономики, ФАС, Минтранс, Росморречфлот и Минспорт России.
В Белом доме обещают в ежемесячном режиме направлять в министерства письма с указанием топ-3 РЦТ и отстающих. Де-факто это может означать готовность власти акцентировать применение системы для ускорения процесса построения сервисного государства, на которое ориентируется правительство Михаила Мишустина,— пандемия ускорила переход на цифровой формат взаимодействия граждан и государства, поэтому, в логике Белого дома, требуется введение нового публичного KPI для ускорения процесса. При этом эксперты РАНХиГС ранее констатировали, что в российском госаппарате цифровая трансформация пока имеет «догоняющий» характер. В Минцифры заявили “Ъ”, что «министерство готово оказать методическое и экспертное сопровождение реализации мероприятий программ».
Основная часть работ по цифровой трансформации ведется в соответствии с наццелью по достижению «цифровой зрелости» российской экономики к 2030 году и является частью деятельности правительства по внедрению цифрового госуправления. В течение 2020 года во всех ФОИВ были назначены руководители цифровой трансформации и разработаны соответствующие программы — такие документы разрабатывают регионы, а также госкорпорации и компании с госучастием. Результатом этой работы для населения должны стать повышение качества и эффективности оказания госуслуг, проактивная поддержка со стороны государства (например, система «социального казначейства»). Кроме того, трансформация призвана повысить эффективность предприятий, производительность труда, снизить издержки бизнеса. Отметим, впрочем, что новый публичный KPI унифицирован, тогда как процессы цифровизации только в части задач ведомств сходны. Уникальные задачи ведомств в этой сфере принципиально различны и вряд ли могут реализовываться в Минспорте и Росархиве одинаковыми темпами — неизвестно, может ли рейтинг оценить прогресс в этой части работ, зачастую «отраслевые» задачи намного более трудоемки, чем подключение ведомств в интерфейсы «цифрового государства».