На афганской выжженной земле спят тревожно США солдаты
Американские СМИ выяснили, что стояло за кабульским провалом Джо Байдена
Американская общественность продолжает осмысливать уроки афганского провала администрации президента США Джо Байдена, выразившиеся в неготовности к падению Кабула и хаоса с эвакуацией как самих американцев, так и их афганских союзников. Свет на историю проливают американские СМИ, пытающиеся восстановить ход событий с помощью собственных источников в правящей администрации.
Все началось в апреле — а именно 24 числа. Тогда, по данным The New York Times, в засекреченном помещении Пентагона на уровне минус второго этажа собрался весь цвет американского военно-политического руководства: министр обороны Ллойд Остин и глава объединенного комитета начальников штабов Марк Майли устроили четырехчасовую встречу по Афганистану с высокопоставленными разведчиками и сотрудниками администрации. По видеосвязи присоединился и госсекретарь Энтони Блинкен.
Лучшие умы администрации президента Байдена выработали план: к 4 июля Пентагон выводит из Афганистана оставшиеся там 3,5 тыс. солдат и закрывает авиабазу Баграм (это позволит не снижать число военнослужащих постепенно, ставя их жизни под угрозу). Госдепартамент, в свою очередь, продолжит обеспечивать работу американского посольства с персоналом в 1,4 тыс. человек под охраной 650 морпехов и солдат.
Афганское правительство, по высказанным 24 апреля оценкам, должно было удерживать Кабул в течение года-двух, что оставляло достаточно времени для неспешной и размеренной работы.
Это предположение и погубило весь план, который должен был в первую очередь обезопасить американских военных, а не американских граждан в Афганистане и афганских союзников США. По словам источников в Белом доме, всего было проведено более полусотни встреч по вопросам безопасности и эвакуации, но на них никто не мог себе представить, что режим президента Ашрафа Гани не продержится и нескольких дней. Именно поэтому, когда в мае началось наступление талибов (члены запрещенной в РФ террористической группировки «Талибан».— “Ъ”) в провинции Гильменд и возникла угроза захвата городов Кандагар и Газни, правозащитники призвали Белый дом нарастить темпы эвакуации афганцев из числа местного персонала американских учреждений в Афганистане. Администрация ответила дружелюбно, но неконкретно, а Госдепартамент лишь ускорил уже имеющуюся процедуру выдачи особых виз: с апреля по июль было выдано 5,6 тыс. документов, что оставило львиную долю соискателей без шансов перебраться в США.
Более того, как сообщило издание Politico, когда за несколько дней до падения Кабула американские дипломаты получили приказ сжигать важные документы, они уничтожили и паспорта афганцев, чьи дела были у них на рассмотрении, — это, по данным издания, сделает установление их личности во время идущей сейчас эвакуации практически невозможным.
В июне в Вашингтон приехал президент Афганистана Ашраф Гани: несмотря на теплую публичную часть встречи с Джо Байденом, за закрытыми дверями он резко раскритиковал американского коллегу за уход из страны. Господин Гани попросил господина Байдена о трех вещах: не торопиться с выдачей виз афганцам, не слишком освещать их отъезд из Афганистана (чтобы не вызвать панику и не подрывать веру в правительство Ашрафа Гани) и нарастить масштабы военной помощи (наносить авиаудары и вести разведку с воздуха). Американский президент согласился обеспечить авиаподдержку и не слишком афишировать эвакуацию местного персонала. В свою очередь, Джо Байден попросил коллегу не распылять имеющиеся в его распоряжении силы безопасности, а сконцентрироваться на обороне крупных городов.
В тот момент уже было очевидно, что положение в Афганистане близко к критическому. 2 июля, когда президент Байден пригласил журналистов обсудить улучшение ситуации с безработицей, представители СМИ предпочли спрашивать его про «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в РФ) и про ситуацию в Афганистане. Сначала господин Байден терпеливо объяснял, что уход запланирован и согласован с союзниками и что у администрации есть план, как поддерживать законное правительство в дальнейшем, а затем сказал одному из корреспондентов прямо: «Дружище, я хотел бы поговорить о хороших вещах». Уже 8 июля прозвучала его ставшая известной фраза про сравнение ситуации в Кабуле в 2021 году с ситуацией в Сайгоне в 1975-м. «Не будет такого, чтобы людей вертолетами снимали с крыши посольства США в Афганистане. Никакого сравнения»,— утверждал глава государства.
В конце месяца американские военные сначала отправили в Оманский залив десантный корабль с 2 тыс. морпехов на борту для поддержки афганской группировки, а затем расквартировали морпехов в Кувейте, чтобы можно было перебросить их в зону конфликта еще быстрее. В начале августа разведка предупредила американское руководство: Кабул может пасть, счет идет на дни или на недели. «Мы помогаем правительству, чтобы талибы не думали, что это будет легкой прогулочкой, что они могут взять всю страну»,— утверждал тогда спецпредставитель президента США по Афганистану Замай Халилзад.
Через три дня началось планирование худших сценариев — обсуждалась переброска дипломатов вертолетами в аэропорт Кабула. В ночь на 12 августа Кандагар и Газни были взяты талибами, а в Вашингтоне членов Совета национальной безопасности подняли по звонку в 4 утра на срочную встречу в Белом доме. Глава разведки Эврил Хейнс сообщила, что не имеет возможности предупредить заранее, когда Кабул будет под угрозой осады. В итоге было решено начать срочную эвакуацию и перебросить в аэропорт Кабула 3 тыс. солдат и морпехов.
Как сообщает издание Politico, военные до последнего момента не верили, что талибам удастся так быстро сломить сопротивление правительственных сил. «Никто не удивился, что они сложились как карточный домик, но скорость процесса ошеломила. Они просто испарились», — заявил изданию знакомый с ситуацией источник. Джо Байден в это время был в отпуске в резиденции Кэмп-Дэвид, однако практически все время вынужден был проводить на видеозвонках с подчиненными. «Я был четвертым американским президентом, который руководил американским военным присутствием в Афганистане. Пятому я эту войну передавать не намерен»,— сказал Джо Байден в своем публичном заявлении 14 августа в тот самый момент, когда судьба Кабула уже была предрешена.
В тот же день госсекретарь Блинкен поговорил с Ашрафом Гани: тот пообещал, что будет защищаться до конца, но не сказал, что уже пакует чемоданы.
На следующий день страну он покинул, заявив, что своим уходом спасает столицу от жестоких боев. Вице-спикер афганского парламента Мирвайс Ясини, его ближайший союзник, перешел на сторону талибов и стал главой полиции Кабула. «Тогда-то мы и поняли, что настал конец»,— рассказал Politico один из инсайдеров. Кого-то из американских дипломатов к тому моменту успели эвакуировать, кто-то остался в посольстве жечь документы и уничтожать технику, включая вертолеты. Американский флаг над зданием был снят.
Оставляя Баграм, американцы не предполагали, что подъезды к аэропорту Кабула окажутся заняты противником, который будет иметь возможность досматривать и останавливать всех, кого захочет, и эвакуация американцев окажется под угрозой. Сейчас ФБР опасается, что талибы могут похитить кого-то из граждан США, что при отсутствии в стране военной базы с войсковой группировкой — более 5 тыс. военнослужащих развернуты лишь в аэропорту Кабула — может стать одним из «кошмарных сценариев».